От санкций сильнее всего пострадали регионы, поставляющие автомобили, машины, оборудование и фармацевтику. Данные приводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
По оценкам Банка России, наибольшая доля импорта наблюдается в:
- автомобилестроении (25%),
- производстве резиновых и пластмассовых изделий (18%),
- производстве прочих транспортных средств (16%),
- машин и оборудования (15%),
- сфере фармацевтики (15%).
Специализация региона на подобных видах деятельности повышает риски возникновения в нем экономических и социальных проблем в 2023-м и ближайшие годы.
В зоне наибольшего риска – индустриальные регионы
По расчетам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, более всего зависимы от импорта ключевые отрасли специализации в Калужской, Ульяновской, Самарской областях, Татарстане и Владимирской области. Из топ-30 наиболее импортозависимых регионов 24 сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральных округах.
В зоне максимального риска оказались субъекты РФ с высокой долей обрабатывающей промышленности в ВРП, высоким уровнем инновационного развития и полиотраслевой моделью специализации.
Напротив, санкционные ограничения могут в гораздо меньшей степени ощущаться в относительно слабо вовлеченных в международное разделение труда регионах, характеризующихся преобладанием в экономике видов деятельности, ориентированных на местные рынки. Так, самыми импортонезависимыми являются республики Чечня, Ингушетия, Алтай и Тыва, а также Еврейская автономная область. Среди 30 наиболее невосприимчивых к возможному сокращению импорта промежуточной продукции регионов 19 расположены в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.