Новости

Растет количество жалоб на непреднамеренное открытие повторных индивидуальных инвестиционных счетов

В первом квартале 2023 года участились жалобы частных инвесторов на непреднамеренное открытие индивидуально инвестиционного счета (ИИС). По оценке опрошенных экспертов, количество таких жалоб выросло на 50–70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Речь идет как об автоматическом открытии ИИС вместе с брокерским счетом, так и о «задвоении» ИИС при межброкерском переводе. На сайте «Банки.ру» опубликованы жалобы в отношении «Альфа Инвестиции», «ВТБ Инвестиции», «Открытие Инвестиции» и «Тинькофф Инвестиции». Собеседник в крупной УК рассказал, что ему доводилось сталкиваться с жалобами клиентов, когда при дистанционном открытии счета в банковском приложении вместе со счетом доверительного управления появлялся ИИС. Как считает главный аналитик «РегБлок» Анна Авакимян, сейчас «случаи открытия нового ИИС без ведома клиента локализованы и в целом затрагивают не более 2–3 тыс. человек».

В Тинькофф-банке заверили, что без заявления клиента открыть ИИС невозможно. «Чтобы открыть ИИС, клиент должен заполнить заявку — в приложении "Тинькофф Инвестиций" или через веб-интерфейс. Клиент подписывает заявку с помощью СМС»,— подчеркнули там. В Альфа-банке заявили, что «не открывают ИИС при открытии брокерского счета». ВТБ возможность открыть ИИС предоставляется в дистанционном канале как отдельно, так и совместно с брокерским счетом. Однако «автоматически» ничего не открывается, «клиент всегда выступает инициатором действия», заверили в банке. В «Открытие Инвестиции» отметили, что процедура предусматривает уточнение наличия у клиента уже открытого ИИС, а сам счет открывается только после подтверждения и согласия клиента. В ЦБ отметили, что в ходе надзора проводят «мониторинг взаимодействия брокеров с клиентами», однако регулятор «не наблюдает увеличения жалоб по данной проблеме». Иногда это может быть уловка, когда в заявлении на открытие счета по умолчанию стоит «галочка» для ИИС, и клиент не глядя может подписать заявление, поясняет глава управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов.

 

Ксения Куликова, Екатерина Волкова, Виталий Гайдаев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное