
Цены на газ упали на 66% с начала года, июньский фьючерс на нидерландском TTF 25 мая рухнул на 10,23%, до €24,94 за 1 МВт•ч, или около $280 за 1 тыс. кубометров, следует из данных ICE Futures. Спотовый контракт на сутки вперед торговался на уровне €26,85 за 1 МВт•ч, или около $300 за 1 тыс. кубометров.
Продолжают толкать цены вниз стабильно высокие поставки СПГ на континент, теплая погода и высокие запасы в ПХГ. По данным AGSI+, в среднем по Европе запасы сейчас достигают 66,5% и, скорее всего, будут заполнены до нормы в 90% еще к концу августа. В целом в межсезонье — в мае и начале июня, когда температурные условия еще не требуют кондиционирования помещений,— цены на газ традиционного снижаются. Выработка ветрогенерации в ЕС несколько снизилась на этой неделе: доля ВЭС в энергобалансе опустилась до 11,9%.
Как пишет Bloomberg, летом на европейском рынке может возникнуть перенасыщение. И, если слабый спрос не сравняется с растущим избытком предложения, в некоторых случаях цены на природный газ могут ненадолго упасть ниже нуля.
Правительство РФ рассчитывало на гораздо более высокие цены в странах ЕС в 2023 году: Минэкономики закладывало в бюджет цены на уровне $700 за 1 тыс. кубометров.
Читайте также:
В прошлом году РФ поставила в страны ЕС свыше 150 млрд кубометров газа, в этом году экспорт может составить до 50 млрд кубометров (с учетом СПГ). Поставки трубопроводного газа в ЕС могут упасть до 25 млрд кубометров, и если средняя цена в рамках этих поставок в течение года составит $400 за 1 тыс. кубометров, то бюджет не досчитается $3 млрд поступлений в виде экспортной пошлины на газ.
Пару лет назад казалось, что $300 за 1 тыс. кубометров — это очень хорошая цена, но проблема, конечно не в цене, а в падении объемов экспорта, отмечает Виталий Ермаков из ВШЭ. Цена на газ в 2023 году будет, по его мнению, очень волатильной. «Мы знаем, что фактические доходы бюджета ниже, чем запланированные, частично это решается через возобновление продажи валютной выручки, и большая часть проблемы связана с использованием низкой формульной цены в расчете налогов на нефть»,— отмечает эксперт, напоминая, что доля газового сектора в общем объеме нефтегазовых доходов сравнительно невелика и 2022 год был исключением.
Татьяна Дятел