Новости

Россия вывозит рекордные объемы зерна

По оценкам «Русагротранса», по итогам этого сельскохозяйственного сезона (начался 1 июля 2022 и завершится 30 июня 2023 года) экспорт российского зерна достигнет 59,3 млн тонн, из них 48,2 млн тонн — пшеница. Аналитики называют показатели рекордными, добавляя, что доля российской пшеницы на мировом рынке составит 13% (в сезоне 2017/18 года — 11,3%).

У Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) похожие прогнозы по общему объему экспорта зерновых, но там говорят, что вывоз пшеницы составит 47,5 млн тонн. В «Совэконе» считают, что в целом из России в другие страны будет отправлено 55,5 млн тонн зерна, из которых 44,5 млн тонн — пшеница. «Сегодня каждая пятая экспортная партия пшеницы в мире имеет российское происхождение»,— заявлял в мае глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

Между тем начинался сезон для российских экспортеров далеко не так радужно. «Совэкон» оценивал объем отгрузок в июле—августе 2022 года в 5,9 млн тонн, что на 27% меньше, чем в сезоне 2021/22 года, и самый низкий показатель с 2017/18 года. С началом СВО на Украине и новой волны западных санкций экспортеры неоднократно отмечали сложности с фрахтом судов, страхованием грузов и проведением платежей. А российские власти заявляли, что условия для беспрепятственного доступа российского продовольствия на мировые рынки, закрепленные зерновым соглашением, подписанным в Стамбуле 22 июля 2022 года, не выполняются.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов говорит, что в первые месяцы сезона экспорт оставался вялым в первую очередь по двум причинам — из-за крепкого рубля, когда $1 стоил 60 руб., и пошлины на вывоз, которая при падающем рынке сильно давит на бизнес экспортеров. По его словам, размер пошлины высчитывался, исходя из стоимости пшеницы в $400 за тонну, но после падения цены до $350 исходная базовая сумма, определяющая размер сбора, осталась прежней. Два года назад, вспоминает господин Сизов, ситуация была обратная и стимулировала активные отгрузки. Удорожание фрахта, страховки и усложнившие проверки со стороны зарубежных контрагентов — это меньшая часть проблем, утверждает эксперт.

Гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько отмечает, что, несмотря на очень большой урожай в мире в этом сезоне, у некоторых стран—производителей зерна «произошла просадка, что открыло окно возможностей для российских экспортеров». Так, из-за проблем с урожаем в EC рекордные объемы пшеницы из России поставлены в Саудовскую Аравию и Алжир. Сложности в США и Аргентине позволили отгрузить большие объемы в Бразилию и Мексику. Поставки в Турцию также оказались выше, чем в прошлые годы. По словам Дмитрия Рылько, в результате России удалось удержать положение доминирующего поставщика пшеницы с протеином в 12,5%.

Крупным российским экспортерам удалось серьезно нарастить обороты, что привело и к росту выручки. По словам господина Рылько, в течение всего сезона компании получали высокую маржу, «какую они давно не видели».

По имеющимся данным на конец мая, крупнейшим экспортером зерна из России с начала сезона остается ТД «Риф» Петра Ходыкина, отгрузивший более 7,5 млн тонн зерна, включая 6,4 млн тонн пшеницы. Второе место у «Грейн Гейтс» с около 7,2 млн тонн зерна, в том числе 6,6 млн тонн пшеницы. Гендиректор и владелец 2% «Грейн Гейтс» — Илья Алиев, бывший топ-менеджер «Деметра-Холдинга», где 45% владел ВТБ. Как поясняли источники на рынке, у холдинга возникли сложности с экспортом зерна после введения санкций США в отношении ВТБ. С 26 мая этого года структура владения «Деметра-Холдинга» в ЕГРЮЛ не раскрывается.

Третье место с более чем 5,2 млн тонн на конец мая занимал «Астон» Вадима Викулова, четвертым была российская структура Viterra (ранее Glencore Agriculture) «Витерра Рус» с 3,8 млн тонн. Объединенная зерновая компания (ОЗК; 50% плюс 1 акция принадлежит государству) экспортировала более 2,4 млн тонн, что соответствует пятому месту. В ТД «Риф», «Грейн Гейтс», «Астоне» и «МЗК Экспорте» (прежнее «Витерра Рус») комментарии не предоставили.

В ОЗК отмечают, что проблемы «в финансовой логистике» и с организацией фрахта судов сохраняются: деятельность международной структуры группы полностью заблокирована, а компаниям РФ участвовать в ряде тендеров за рубежом невозможно из-за отказа первоклассных банков предоставлять гарантии. «У нас есть обязательства перед постоянными иностранными партнерами, в том числе госзакупщиками зерна, и работаем с ними над трансформацией схем взаимодействия»,— поясняют в ОЗК.

 

 

Анатолий Костырев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Кризис 2024, прогнозы, последние новости ":
Все материалы сюжета (1517)