Новости

Проблемы на БАМе пока не сказались на экспортных поставках угля

Морской экспорт российского угля в августе будет на уровне июля, несмотря на размытые пути на БАМе. По предварительным данным Kpler, с начала месяца через российские порты на экспорт было отгружено 15,2 млн тонн против 15,7 млн тонн в июле.

19 августа в Северо-Байкальском районе Бурятии из-за аномальных дождей из берегов вышла река Холодная. Она подмыла мост на БАМе и прилегающую к нему насыпь, сквозное движение на магистрали было прервано, и угольные компании были вынуждены переориентировать поставки. Поезда были пущены через поврежденный участок уже 23 августа, однако после ЧП ОАО РЖД ввело запрет на погрузку на Ванино и Совгавань до 26 августа, также действовал запрет по другим причинам на погрузку угля на часть терминалов Находки и Владивостока. По данным Kpler, экспорт через Ванино снизился на 30%, до 1,7 млн тонн угля. Экспорт через Находку вырос в августе на 7%, до 1,2 млн тонн, через Восточный — также на 7%, до 2,6 млн тонн.

Весь российский морской экспорт за восемь месяцев, согласно предварительной информации, демонстрирует рост на 6%, до 121 млн тонн. Впрочем, за последние восемь месяцев 2022 года он был почти таким же (122 млн тонн). Годом ранее российский экспорт претерпевал серьезные изменения. Для угольных компаний был потерян украинский и польский рынок, куда отгрузки шли в основном по железной дороге (экспорт в Европу и Украину в 2021 году составлял 64 млн тонн), и Россия вынуждена была перераспределить эти объемы в АТР, куда в 2022 году было поставлено 140 млн тонн угля — преимущественно морем.

Минэнерго ожидает сохранение добычи и экспорта угля на уровне 2022 года, когда производство составило 443,6 млн тонн, а экспорт — 210,9 млн тонн.

Поставки в Китай выросли на 11,2%, до 60 млн тонн, а в Индию — на 147,8%, до 16,7 млн. Удержать объемы удалось в том числе за счет дисконтов на российский уголь. Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников в интервью «ИнфоТЭК» заявил, что дисконты на российский уголь к мировым бенчмаркам постепенно снижаются, хотя сильно зависят от качественных характеристик поставляемой продукции.

Определенный прирост отгрузки в сентябре и октябре вероятен, считает независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. Однако ноябрь и декабрь традиционно покажут более низкую динамику погрузки в свете увеличения смерзаемости угля и, как следствие, образования пробок в портах. Таким образом, считает аналитик, результаты морской отгрузки этого года будут выше прошлогодних, но вряд ли этот прирост будет значимым.

Евгений Зайнуллин, Дмитрий Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "#логистика":
Все материалы сюжета (113)