В России хотят создать платформу для конфискации криптовалют. Такое поручение дано Министерству финансов, пишут «Известия». Предполагается, что на цифровой площадке будут храниться изъятые в рамках уголовного производства криптоактивы. По российским законам их признают имуществом, которое можно конфисковать. Но в основном изымаются так называемые холодные кошельки — это флеш-накопители, на которых хранятся активы в виде программного кода. А как может выглядеть механизм конфискации в будущем? Об этом — Даниил Бабкин.
Первую крупную конфискацию криптовалюты провело ФБР в 2013 году. Тогда правительство США стало держателем 144 тыс. биткоинов, изъятых у владельца анонимной торговой площадки Росса Ульбрихта. Того обвинили в наркоторговле и хакерских атаках и назначили пожизненное заключение. С тех пор случаи изъятия цифровых активов, конечно, участились по всему миру, и все больше стран начали искать для этого правовую базу. В России криптовалюту уже конфискуют в рамках уголовных дел, несмотря на то, что ее законодательный статус не определен. А теперь власти намерены создать для нее хранилище, говорит блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Новость связана именно с реализацией подобных активов.
Согласно текущему законодательству, крипта — это имущество, поэтому также может изыматься в рамках уголовных дел в виде вещественных доказательств. Это, по сути, еще один шаг на пути к полноценной интеграции криптовалют в традиционную экономику. Чтобы предполагать, каким образом это будет реализовано, я бы как минимум дождался финализации самого закона о регуляции, потому что здесь остается еще достаточно много белых мест».
Но чтобы разместить криптовалюту на этой площадке, ее нужно сначала изъять, что непросто. Цифровые активы хранятся в кошельке или на бирже, и получить к ним доступ можно с помощью пароля, известного только держателю. В западной практике торговые площадки идут навстречу силовым структурам, опыт, вероятно, попробуют перенять и российские правоохранители, считает партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов:
«Способ, который первым начали использовать для конфискации криптоактвов, выглядит так: судебное решение поступает криптобирже, которая должна ограничить доступ пользователя к аккаунту и перевести криптовалюту на цифровой кошелек, допустим, казначейства, если это происходит в США.
Читайте также:
Второй способ — работать напрямую с создателями криптовалют. Например, стейблкоин USDT сделан таким образом, что позволяет создателям иметь какую-то определенную степень контроля. По словам представителей компании Tether Limited Inc, они будут сами арестовывать криптоактивы, которые участвуют в незаконной санкционной деятельности».
Впрочем, на запрос российских силовиков зарубежные площадки могут и не откликнуться, отмечает блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Многое все-таки зависит от международной ситуации. Учитывая, что Россия находится под большим количеством санкций, я сильно сомневаюсь, что крупные централизованные платформы здесь будут эффективно кооперироваться. Когда появятся государственные регулируемые площадки, тогда подобных решений уже можно будет ожидать».
Ожидается, что Минфин подготовит предложения по поводу платформы для конфискации до 1 октября 2024-го.
Даниил Бабкин, Илья Сизов