Новости / Недвижимость

Как уход IKEA изменил мебельный рынок

В начале сентября российские фабрики шведского продавца мебели и товаров для дома IKEA начали выходить из простоя. Компания еще в марте объявила о приостановке бизнеса в России и Белоруссии после начала военных действий на Украине. В середине августа IKEA сообщила о намерении продать все четыре российских предприятия в Ленинградской, Кировской и Новгородской областях. Работа 17 магазинов в России, а также импорт и экспорт товаров в РФ и Белоруссию остаются «на паузе». По данным сентябрьского опроса Webbankir, именно о закрытии IKEA больше всего жалеют российские потребители. Уход бренда стал «потерей» для 27,2% респондентов — их больше, чем сожалеющих об уходе Coca-Cola и Apple.

Организатор профсоюза работников лесных отраслей РФ Александр Илларионов говорит, что у IKEA работают три фабрики в Тихвине, Вятке и Новгороде. Предприятия ничего не выпускают, а только поддерживают производства в рабочем состоянии в качестве предпродажной подготовки. Работа организована с перерывом на простой неделя через неделю. Новых владельцев планируется найти до декабря, но процесс может растянуться и до февраля 2023 года, говорит господин Илларионов.

В IKEA уточнили, что решение о продаже четырех российских фабрик остается в силе. Там подтвердили, что производство мебели не возобновляется, сотрудники «фокусируются на обслуживании, уборке, а также обучении, чтобы передать бизнес новому владельцу в лучшем состоянии». В IKEA говорят, что предложили примерно половине работников заключить соглашение об уходе и процент согласившихся был высоким. На производстве IKEA в РФ все еще занято 1,5 тыс. человек, отметили в компании.

Другие владельцы

По словам Александра Илларионова, менеджмент IKEA «держит в секрете претендентов на производства». На собраниях с сотрудниками говорили про конкурс бизнес-планов, затем для потенциальных покупателей планируют проводить экскурсии на фабрики, рассказывает он. Профсоюз, добавил господин Илларионов, заключает коллективные договоры с IKEA, чтобы сохранить для сотрудников социальные льготы и после смены собственника предприятий.

Основной владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков в середине июня говорил газете «Ведомости», что корпорации может быть интересна покупка мебельных фабрик IKEA. По его словам, в сделке возможна синергия с входящим в АФК «Система» лесопромышленным холдингом Segezha Group. Президент Segezha Group по финансам и инвестициям Ровшан Алиев в конце августа рассказывал, что компания рассматривает активы в отрасли, которые «у всех на слуху», чьи собственники решили уйти из России. Как отмечал топ-менеджер, это «непростой процесс», который включает конкурс, проводимый продавцом, а также утверждение сделки правительственной комиссией. В АФК «Система» отказались от комментариев.

В сети магазинов мебели и товаров для дома Hoff, где также выражали интерес к покупке активов IKEA, сообщили, что планы не изменились. «Мы никогда не исключали, что можем приобрести то или иное производство, при условии что площадки могут производить ассортимент, который у нас пользуется спросом, с понятной себестоимостью»,— говорят в сети.

Источник в инвестиционных кругах полагает, что последние политические события — запланированные в ЛНР, ДНР, части Херсонской и Запорожской областях референдумы и объявленная 21 сентября в РФ частичная мобилизация — могут повлиять на сроки и цены продажи фабрик IKEA. По мнению собеседника, компания может сама захотеть ускорить выход из российских активов из-за риска ужесточения санкций, что позволит покупателям получить дисконт. В IKEA отказались обсуждать детали возможных сделок.

Замещение в скандинавском стиле

Российские фабрики IKEA обеспечивали незначительную часть ассортимента сети, а большую часть товаров компания заказывала у широкого пула сторонних местных производителей, поясняют участники рынка. По оценкам АМДПР, на собственные производства IKEA приходилось только 1–2% выпускаемой в России мебели. Причем из произведенной самой IKEA продукции в локальных магазинах продавалось только 20%, а остальное шло на экспорт, уточнили в АМДПР.

Александр Шестаков заверил, что освободившуюся долю российские производители мебели «точно освоят». Вспоминая первые сообщения о приостановке работы IKEA весной и огромные очереди в гипермаркетах компании, он подчеркивает, что с таким же ажиотажем столкнулись магазины российских брендов. У Первой мебельной фабрики и других крупных производителей продажи в марте выросли на 50%. «Клиенты скупали все что можно, все, на что копили или давно собирались приобрести»,— говорит он. Преимуществом IKEA, признает господин Шестаков, был «богатый ассортимент готовых решений».

Коммерческий директор другого бывшего поставщика IKEA компании «Ангстрем» Дмитрий Петровский утверждает, что уход шведской компании не создал больших проблем для бизнеса. Доля заказов IKEA в общей загрузке предприятий составлял только около 5%. «Эта потеря меньше, чем рост, который компания может получить благодаря освободившейся нише»,— уверен он.

По словам господина Петровского, «Ангстрем» уже разрабатывает коллекции в «полюбившемся россиянам скандинавском стиле». «IKEA ушла, но все ее контрагенты, в том числе и мы, остались»,— подчеркивает он. 

Стулья онлайн

О том, что модели IKEA остаются востребованными на российском рынке, говорит, в том числе, появление на маркетплейсе «Яндекс.Маркет» раздела «Товары IKEA и аналоги». Он вызывает ажиотажный спрос аудитории: с момента запуска раздела в начале августа продажи домашнего текстиля за неделю выросли более чем в четыре раза, а товаров для дома — в полтора раза, и сейчас тенденция сохраняется, рассказывают в компании. В качестве примера там приводят простыни на резинке и наволочки Aura от казахстанского партнера IKEA «АГФ-групп». На старте продаж этот лот стал самым популярным в категории товаров для дома, ассортимент распродали за 48 часов.

Крупные маркетплейсы — не единственные онлайн-игроки, превратившие тоску российских покупателей по IKEA в часть своего бизнеса. Заказать товары из турецких магазинов шведской компании пользователям предлагает платформа CDEK.Shopping: на сайте они оформляют и оплачивают российской картой заказ, компания берет на себя выкуп, оформление и доставку товаров до двери. «Турцию выбрали для старта по совокупности параметров, но сейчас мы тестируем выкуп и доставку из других стран — Финляндии, Германии»,— говорит гендиректор CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров.

Бренд IKEA, по словам господина Пивоварова, вошел в тройку самых популярных запросов на CDEK.Shopping. В частности, 72% заказов обеспечивает постельное белье, 11% — шторы, 10% — посуда и 7% — мебель, перечисляет господин Пивоваров.

Алина Савицкая, Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Екатерина Волкова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес о кризисе 2024":
Все материалы сюжета (778)