Новости / Ценные бумаги

Автоследование раздора: участники фондового рынка разошлись в позициях

Дискуссия вокруг легализации сервисов автоследования вошла в острую фазу. Управляющие компании и брокеры разошлись во мнении относительно природы этой услуги. УК направили в ЦБ письмо, в котором изложили свою позицию — наличие нерегулируемых сервисов у брокеров ухудшает конкурентное положение управляющих и ведет к деградации рынка. Брокеры уверены, что спасти ситуацию можно, установив требования к авторам таких стратегий в рамках закона о финансовых советниках.

Публичную дискуссию вокруг набирающих популярность услуг автоследования — сервисов, позволяющих рядовым инвесторам—участникам системы автоматически копировать сделки автора стратегии,— регулятор начал еще полтора года назад. Тогда ЦБ предложил участникам рынка самостоятельно разработать подходы к регулированию таких услуг и представить свою позицию регулятору. Однако у разных сегментов рынка оказались слишком разные предпочтения. Так, управляющие компании сочли, что к их мнению в дискуссии прислушиваются недостаточно, поэтому направили в ЦБ письмо, в котором изложили свою позицию по этому вопросу.

В конце прошлой недели, по данным “Ъ”, в Банке России прошло совещание с участием всех заинтересованных сторон, на котором обсуждались, в частности, и предложения управляющих компаний. По словам председателя совета директоров УК «Финэкс Плюс» Олега Янкелева, «автоследование по своей природе не самостоятельная услуга, это один из способов доставки услуги доверительного управления через брокерскую инфраструктуру». При этом в России, по его мнению, существует регуляторный арбитраж, ставящий управляющих в менее выгодное конкурентное положение. Так, управляющие обязаны проводить риск-профилирование, на регулярной основе раскрывать информацию по портфелю клиента, они несут фидуциарные обязательства в случае потери клиентом средств, чего не происходит, когда средства теряет клиент брокера, «подписавшийся» на ту или иную стратегию автоследования. Господин Янкелев напоминает, что брокеры, в отличие от управляющих, не имеют ограничений по рекламе подобных услуг, что также нарушает справедливую конкуренцию.

С точки зрения управляющих, отсутствие общих жестких требований неминуемо приведет к «деградации рынка». В сложившихся условиях (падение банковских ставок и установление налоговых льгот) на фондовый рынок приходят клиенты, которые раньше предпочитали держать средства на депозитах. «Этим людям не нужны активные, агрессивные стратегии, предлагаемые рядом брокеров для автоследования»,— отмечает господин Янкелев. Однако, указывает он, когда эти клиенты начнут терять деньги, воспользовавшись подобными сервисами из-за рекламы, наступит разочарование в инвестуслугах, что приведет к сокращению рынка для всей индустрии. Вместе с тем, по словам президента ИК «Финам» (наиболее активный игрок на рынке автоследования) Владислава Кочеткова, такая ситуация маловероятна. «Автоследование — значительно более прозрачная, чем доверительное управление, услуга. Потребитель может изучить долгосрочную историю стратегии, увидеть реальные сделки, пообщаться с автором стратегии. ДУ этого не предлагает»,— парирует он. По его словам, риск-профилирование для стратегий автоследования в ближайшее время появится на рынке вне зависимости от политики регулятора, и для этого не обязательно приравнивать автоследование к доверительному управлению.

Мария Сарычева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Автоследование или ДУ?":
Все материалы сюжета (4)