Новости / Деньги

«В крупном бизнесе гораздо меньше маржа и гораздо больше проблем» - Анатолий Попов, Сбербанк

На чем зарабатывают банки при работе с компаниями малого и среднего бизнеса (МСБ), как оценивают клиентов и действительно ли сегмент уже составляет конкуренцию крупным компаниям, рассказывает зампред правления Сбербанка Анатолий Попов.

— Большой бизнес приносит большие деньги. А малый бизнес приносит мало денег?

— Если говорить о корпоративном блоке, то сегодня МСБ — это крайне важный сегмент. В прошлом году наши доходы от работы с МСБ превысили доходы от работы с крупнейшими клиентами. Перелом случился еще в 2018 году, но тогда МСБ только догнал крупнейший бизнес. В планах на этот год также перегнать по доходам самых больших клиентов.

— Но компании МСБ считаются ненадежными, они закрываются десятками тысяч в год…

— На этот тезис я могу ответить цифрами: у нас в 2019 году просроченная задолженность от общего портфеля кредитов МСБ снизилась с 4,4% до 3,3%. При этом сам портфель растет. Да и в этой просрочке только 20–30% свежей задолженности, скажем трехлетней. Все остальное — это 2012–2013 годы. Что касается закрытия счетов и оттока клиентов из-за приостановки деятельности или ликвидации, так в прошлом году мы, наоборот, увидели положительную тенденцию.

— Но еще несколько лет назад просрочка в МСБ была больше, чем в потребительском кредитовании?

— Изменился принцип финансирования. Раньше все банки, включая Сбербанк, использовали так называемую модель ЕБРР. Суть ее в том, что надо спросить у предпринимателя, какие у него будут денежные потоки. Клиенту этот кредит нужен, и он рисует такие денежные потоки, которые необходимы для его получения. А дальше все смотрят на официальную налоговую отчетность.

Но мы же понимаем, что предприниматель делает все возможное, чтобы минимизировать прибыль, которую показывает для уменьшения налогов. И мы видим сотни тысяч предприятий, которые существуют годами и показывают минимальную прибыль. Прогноз будущего денежного потока, который строится на основании такой отчетности, не может выступать объективным критерием для принятия решения, давать ли кредит.

— А что может?

— Трансакционный поток предпринимателя. Если у вас есть в банке расчетный счет, с которого вы платите по контрактам контрагентам, зарплату сотрудникам, налоги, мы это видим. Можно взять косвенные данные: сколько вы тратите на интернет, сотовую связь, какой у вас телефон. Если вы продвинутый пользователь, это тоже является фактором кредитного скоринга. Это все складывается, и выясняется, что качество таких моделей в разы лучше, чем общепринятая прежняя модель.

— И все это в режиме онлайн?

— До 1 октября прошлого года даже если мы были полностью уверены в компании и готовы дать кредит, то все равно должны были официально запросить у нее последнюю годовую отчетность на бумаге. Если бы мы выдали компании кредит, но она не успела физически привезти в банк свою отчетность, то мы в момент выдачи кредита должны были создать под него резервы в размере 100% от суммы. С 1 октября 2019 года вступили в действие изменения, которые позволяют выдавать кредиты до 10 млн руб., не запрашивая эту отчетность. Теперь мы можем предоставлять клиентам кредитные лимиты, и они в любой момент могут взять эти деньги.

— На чем в основном банк зарабатывает в сегменте малого бизнеса? На процентах по кредитам?

— Кредиты не самое главное направление. Основной доход приносят различные комиссионные доходы — трансакции, платежи, переводы, эквайринг. А процентный доход от кредитования составляет незначительную долю. Важную роль играют остатки на счетах предприятий.

— По доходам МСБ обогнал крупный бизнес, а по прибыльности?

— В крупном бизнесе гораздо меньше маржа и гораздо больше проблем. Когда случаются проблемы у крупного клиента, они иногда измеряются сотнями миллиардов рублей. Тут свои сложности. На банковском рынке за последние два года усилилась конкуренция со стороны государственных банков. Промсвязьбанк, «ФК Открытие» когда-то были крупнейшими частными банками, а теперь это госбанки. У акционеров частных банков простые и понятные системы координат, по которым они принимают решения, исходя из выгодности и построения долгосрочных отношений с контрагентом. У госбанков немного другой подход. Что вы сделаете, когда у вас появиться 500 млрд руб. ликвидности?

— Раздам кредиты малому бизнесу?

— Но для этого надо создать команду, построить сложные модели на основе больших данных. Гораздо проще посмотреть, кому дают кредиты крупные банки, и предложить им ставку на 0,5 процентного пункта ниже. Клиенту только радость. Но в результате в сегменте снижается коммерческая составляющая. И конкурировать становится все труднее.

— А в малом бизнесе?

— Тут надо уметь работать, потому что это в первую очередь технологии. Если посмотреть статистику по году, вы увидите, что фактически ни один крупный банк, включая Сбербанк, не увеличил рыночную долю в кредитовании крупного бизнеса. Поэтому мы ищем свою нишу и в принципе сильно не расстраиваемся от этого.

— Может малый и средний бизнес стать таким же двигателем, как в свое время потребительское кредитование?

— Проблема в том, что, к сожалению, количество молодых людей, которые хотят стать предпринимателями, за последние годы сократилось. Если брать 1990-е, слово «бизнесмен» вызывало положительную реакцию, я сам продукт этих 1980-х и 1990-х, и мне в мои студенческие годы очень хотелось быть бизнесменом. Спросите сегодня у молодых людей, кем они хотят стать, ответ будет: чиновниками. Мы видим тренд второй половины прошлого года: количество новых регистрируемых предприятий снижается.

Интервью взял Максим Буйлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное