Новости / Деньги

Клиенты взяли с банков комиссии. Доходы бизнеса упали вместе с экономической активностью

Банки, активно продававшие страховые продукты, столкнулись в апреле со снижением комиссионных доходов. А на тех, кто не продавал страховки, по мнению аналитиков, в ближайшее время начнут давить общее снижение экономической активности, снижение карточных расчетов и даже развитие системы быстрых платежей (СБП). Процентные доходы пока не падают, но реструктуризация, кредитные каникулы и рост просрочки у тех, кому эти меры не помогут, будут негативно сказываться на банках весь 2020 год.

Во вторник 2 июня банк ВТБ отчитался по МСФО за апрель и за четыре месяца этого года. Его чистые процентные доходы в апреле выросли на 17,6% по сравнению с апрелем 2019 года и составили 42 млрд руб., а за четыре месяца — 161,7 млрд руб. (рост на 15,6%). Вместе с тем чистые комиссионные доходы банка в апреле сократились год к году на 20,5% и составили 6,6 млрд руб. Как пояснил член правления ВТБ Дмитрий Пьянов, ухудшение финансовых результатов в основном связано с розничным бизнесом. По его словам, ВТБ недополучил комиссионный доход из-за падения продаж страховых продуктов в отделениях банка. При этом в банке затруднились спрогнозировать изменение процентных и комиссионных доходов в будущем, отметив, что пик негативных последствий пандемии придется на второй и третий кварталы этого года.

В Газпромбанке также сообщили, что снижения процентного дохода в период начала пандемии (апрель—май) по кредитам не произошло, в отличие от комиссионного дохода, на который повлияли падение продаж потребительских кредитов и, соответственно, снижение кросс-продаж высокодоходных продуктов, таких как страхование жизни и коробочные продукты. «Еще одна причина — снижение нового привлечения по срочным вкладам, соответственно, и снижение основных продуктов кросс-продаж, в основе которых инвестиционные продукты»,— сообщили в банке. По словам директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Людмилы Кожекиной, комиссии от продажи страховых продуктов по кредитам составляют существенную долю комиссионных доходов, их динамика коррелирует с темпами выдачи кредитов. Также снижение комиссионного дохода, как пояснили в Газпромбанке, произошло за счет снижения комиссий, связанных с обменом валюты, и снижения дохода от карточного бизнеса и эквайринга из-за падения оборотов.

Сбербанк, отчитавшийся за апрель ранее, отметил замедление роста доходов от операций с платежными картами и эквайринга из-за снижения трансакционной активности. Но увеличение объема расчетных операций и активность клиентов на финансовых рынках позволили банку увеличить чистый комиссионный доход за четыре месяца на 8,6%, до 150,8 млрд руб. Правда, про показатели апреля банк умолчал.

В ПСБ отметили, что в апреле по сравнению с прошлогодним показателем за этот месяц чистые процентные и комиссионные доходы банка увеличились благодаря кредитованию. В мае, по предварительным результатам банка, динамика также положительная, в том числе за счет эффекта присоединения Связь-банка. 

Старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова отмечает, что процентная маржа сжимается из-за кредитных каникул, массовых реструктуризаций и роста проблемных кредитов. Так что долгосрочный процесс снижения чистых процентных доходов, по ее мнению, скорее всего, только начинается. «Одновременно мы продолжим наблюдать и снижение комиссионных доходов банков как из-за сокращения нового кредитования (а это важный драйвер комиссий, особенно в рознице), так и из-за общего снижения трансакционной активности клиентов»,— говорит она. Н

Максим Буйлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное