Новости / Деньги

В третьем квартале мошенники украли рекордную сумму со счетов клиентов банков

Согласно опубликованному ЦБ «Обзору отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств», в третьем квартале зафиксирован максимальный объем мошенничеств в этом году и второй результат за всю историю — почти 4 млрд руб. Больше было похищено только в четвертом квартале 2021 года — 4,5 млрд руб. С учетом того, что количество инцидентов оказалось далеко не рекордным, выросла средняя сумма похищенного, составив 17,3 тыс. руб. При этом клиентам банков удалось вернуть минимум средств за все время наблюдения (с начала 2019 года) — только 134 млн руб. (3,4% от похищенного).

Наибольший вклад в общий объем операций без согласия (ОБС) клиента внесли хищения через сервисы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физлиц — на них приходится 69% украденных средств (80 тыс. инцидентов на 2,7 млрд руб.). Это превышает рекорды прошлого года на 43% и 39% соответственно. Весь год росла доля социальной инженерии при хищениях через ДБО физлиц — с 72% до 75%, а в общем объеме мошенничеств ее доля выросла с 52,5% до 54,5%.

Наиболее драматично ситуация складывается в сегменте телефонного мошенничества: число выявленных регулятором номеров, с которых злоумышленники звонят гражданам, в некоторых случаях выросло в десятки раз. Так, по итогам третьего квартала число выявленных мошеннических номеров мобильных телефонов увеличилось в 35 раз, до 176 тыс., городских — почти в 5,5 раза, до 103 тыс.

За первое полугодие количество мошеннических звонков в Россию увеличилось в десять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оценивали в «Информзащите».

Рост случаев телефонного мошенничества в третьем квартале подтверждают в «Лаборатории Касперского». «Но принципиально нового в подходах злоумышленников не было, продолжали использоваться актуальная новостная повестка, легенды о звонках якобы из банков или правоохранительных органов, а также их комбинации»,— поясняет главный эксперт компании Сергей Голованов. 

Директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский объясняет общий всплеск мошенничеств с использованием социальной инженерии тем, что россияне «в связи с новостной повесткой» осуществляли много снятий и переводов денежных средств: «В том числе в срочном порядке, применяя разные нетрадиционные схемы, например, на счета предлагающих услуги быстрого перевода между странами, многие из которых неблагонадежны». 

 

Максим Буйлов, Никита Королев, Юлия Тишина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное