Новости / Бизнес

Авиаперевозка грузов в пассажирских салонах теряет актуальность

Бизнес по перевозке грузов в салонах пассажирских самолетов, спровоцированный эпидемией, начинает сходить на нет. Авиакомпании резко сократили количество таких рейсов между Россией и Китаем. Причиной стало снижение спроса на срочные перевозки медикаментов и средств индивидуальной защиты: в результате тарифы, исходно превышавшие обычные почти на порядок, упали в несколько раз.

Правительство РФ из-за пандемии полностью остановило международное регулярное пассажирское авиасообщение в конце марта, а количество внутренних рейсов резко упало. После этого перевозчики просили у авиавластей разрешить им возить грузы в салонах самолетов, чтобы использовать хотя бы часть простаивающего парка. Тем более что значительная часть грузов до этого перевозилась в багажных отделениях пассажирских самолетов и с остановкой рейсов эти емкости ушли с рынка. Одновременно резко вырос спрос на срочную доставку авиатранспортом медикаментов и средств индивидуальной защиты — масок, перчаток, защитных костюмов. Росавиация разрешила возить грузы в салонах в начале апреля.

«Но перевозка грузов в салонах только в теории выглядела привлекательной. По факту она оказалась хлопотным и одноразовым бизнесом,— признается собеседник “Ъ” в одной из чартерных авиакомпаний. — В таких рейсах бортпроводники выполняют роль грузчиков. Нередки случаи, когда люди отказываются участвовать, несмотря на возможность заработать в период простоя большей части флота. Многие в процессе загрузки салона самолета срывают себе спины. В Лиссабоне причиной ошибки была именно усталость бортпроводника». Речь идет об инциденте, произошедшем в середине мая с самолетом Nordwind в ходе одного из таких «грузовых» рейсов между Потругалией и Китаем: из-за ошибки бортпроводника надувным трапом вырвало дверь запасного выхода, после чего воздушное судно прекратило полеты.

А к началу июня фактически исчезла и экономическая привлекательность: тарифы сильно снизились в том числе, и потому что в странах развернули собственные мощности по производству средств индивидуальной защиты, а также из-за прихода на рынок крупных западных авиакомпаний, которые демпингуют цены.

В группе «Волга-Днепр» подтверждают, что тарифы на перевозку грузов в июне упали по сравнению с мартом-апрелем, но только на 20%: на фоне снятия ограничений в Китае и восстановления там производств наблюдается рост спроса на перевозки. Увеличение объемов перевозок должно компенсировать снижение тарифов, считают в группе. «Тарифы по-прежнему выше обычного. На фоне прогнозов по восстановлению пассажирских авиакомпаний к докризисному периоду не ранее 2022–2023 годов тарифы на грузоперевозки также останутся на более высоком уровне, чем ранее»,— добавили в «Волга-Днепре». В Utair говорят, что продолжают перевозить грузы в пассажирских салонах. Так, в первую неделю июня Boeing 767–200 авиакомпании выполнял грузовые рейсы Москва - Ереван - Сочи - Москва.

К тому же, загрузить самолеты пассажирами перевозчики по-прежнему не могут. Некоторые вводят дополнительные рейсы, но тотального снятия ограничений в российских регионах, в том числе курортных, не происходит, а в ряде областей их, наоборот, возвращают. «В этом году мало шансов на высокий сезон как таковой,— говорит глава Infomost Борис Рыбак.— Авиакомпании по-прежнему выполняют небольшое число рейсов, на которых перевозят незначительное число пассажиров».

Герман Костринский


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное