En+ рассматривает возможность производства более 133 тыс. тонн водорода в год методом электролиза на ГЭС и строительства еще одной ГЭС на реке Ангара исключительно под производство водорода, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на презентацию компании.
Около 18 тыс. тонн водорода в год компания хочет выпускать на свободных мощностях своих станций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской в Иркутской области, а также Индской в Карелии — суммарной мощностью 9 ГВт. Для производства водорода доступно 228 МВт. Стоимость водорода — $2,2–3 за 1 кг. Водород в сжиженном виде или в виде аммиака предполагается экспортировать в Южную Корею, Японию и Финляндию. По расчетам En+, стоимость аммиака составит $4,1–4,5, сжиженного водорода — $4,3–5,2 за 1 кг с учетом доставки.
En+ также думает над строительством Мотыгинской ГЭС мощностью 1 ГВт на реке Ангара исключительно под производство водорода. Предварительный CAPEX проекта — $1,3 млрд, срок строительства — девять лет. Цена электроэнергии — $42,4 за 1 МВт•ч. Объем производства водорода оценивается в 115,6 тыс. тонн в год. Ориентировочная цена водорода — $2,9 за 1 кг, аммиака — $4,9, сжиженного водорода — $4,4, включая доставку ($0,6).
«Проекты находятся на стадиях предТЭО и ТЭО, объемы потенциального производства водорода очень предварительные»,— заявили “Ъ” в En+. Компания ведет переговоры с потенциальными партнерами, в том числе за рубежом. Вопросы финансирования будут рассматриваться по каждому проекту отдельно, говорят в холдинге.
En+ также разработала концепцию инфраструктуры водородного транспорта в Красноярске. На Красноярской ГЭС предполагается выпуск водорода для производства топлива для автобусов. Стоимость оборудования оценивается в €2 млн, импортных автобусов — в €1 млн за штуку. Финансирование этого проекта предполагается из средств компании, говорят в En+.
Аналитики скептически относятся к планам En+. В частности, оценка стоимости Мотыгинской ГЭС на уровне $1,3 млрд выглядит «сверхамбициозной» — «РусГидро», которое разрабатывало проект ГЭС в 2011 году, оценивало его тогда примерно в $3 млрд, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Если En+ уложится в $1,3 млрд, то водород по цене $2,9 за 1 кг будет одним из самых конкурентоспособных в мире (мировые цены варьируются от $4 до $6). Однако при существенном увеличении CAPEX доходность проекта «может уйти в глубокий минус», считает аналитик.
Представленные оценки стоимости водорода с учетом доставки выглядят адекватными, но все же в перспективе 2035 года стоимость нужно будет снижать хотя бы вдвое, в основном за счет удешевления электролизеров, считает Игорь Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет».
Полина Смертина