Участники топливного рынка заявляют, что взлет оптовых цен на бензин спровоцировали недопоставки со стороны белорусских компаний
Чиновники Минэнерго и ФАС выясняют причины июльского скачка оптовых цен на нефтепродукты на 20–30%. Рост был спровоцирован ажиотажным спросом на топливных биржах, где продается лишь 10–15% производимого в стране бензина. Участники рынка одним из «зачинщиков» подъема биржевых оптовых цен на бензин в июле называют белорусские компании. Впрочем, в Минэнерго не разделяют белорусскую версию, а эксперты указывают, что первыми цены подняли НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти».
Об ажиотажном спросе на нефтепродукты на бирже свидетельствует доклад СПБМТСБ «Об объемах реализации нефтепродуктов посредством биржевых торгов и о ценовых трендах» (копия есть у «Известий»), который представили в Минэнерго к заседанию штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. Согласно докладу, с 1 по 7 августа 2013 года на бирже спрос на бензин «Регуляр-92» превышал предложение на 96–212%, на «Премиум-95» — на 125–210%.
Источник в крупной нефтяной компании уверяет, что оптовые цены на бензин были взвинчены искусственно путем раздувания ажиотажного спроса на биржах, а накопленных резервов топлива вполне хватило бы для удовлетворения планового спроса на бензин.
ФАС уже пообещала найти виновных и потребовала от нефтяных компаний объяснений. По словам начальника управления ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, к 13 августа письменные объяснения причин роста цен на бензин в июле уже прислали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и СПБМТСБ. Их аргументы сводятся к жалобам на повышение спроса на нефтепродукты в преддверии ремонта ряда НПЗ, на рост акцизов на высокооктановое топливо на 400–600 рублей за тонну, рост курса доллара и мировых цен на нефть. Кроме того, нефтяники ссылаются на то, что белорусские компании не поставили заявленные в межправсоглашениях объемы топлива.
Дмитрий Гусев, коммерческий директор компании «Новотэк-Трейдинг», также полагает, что одной из причин роста оптовых цен на бензин в июле стало падение объемов продаж белорусского бензина на бирже, что привело к дефициту на внутреннем рынке. В конце июня — начале июля белорусские компании подняли цены на свое моторное топливо, ориентируясь на цены на рынках Северной Европы и Украины (примерно на 3–4 тыс. рублей за тонну дороже, чем продавали российские нефтяники). При этом на белорусских продавцов бензина не распространяется совместный приказ ФАС и Минэнерго о возможности повышать стартовую цену на партию выставляемого топлива не более чем на 20% от цены закрытия биржи предыдущего дня. Таким образом, виртуально белорусское топливо на бирже присутствовало, но по такой цене его не покупали, так как поначалу цены у отечественных нефтяных компаний были ниже. Но потом наши нефтяники стали поднимать цены, ориентируясь на белорусские компании как на ценовой индикатор.
При этом в июле текущего года на СПБМТСБ продано лишь 18,9 тыс. т автобензинов из Белоруссии из общего объема продаж в 507,5 тыс. т. А объем биржевых продаж автобензинов во втором летнем месяце составил 15,4% от общего произведенного в стране — 3,3 млн т (по оперативным данным Минэнерго).
Ранее президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу попросил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объеме не менее 150 тыс. т в месяц.
— О каком ценовом ориентире вообще идет речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке, — замечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика топливных рынков» Михаил Турукалов.
По данным Анатолия Голомолзина, заместителя главы ФАС, с начала года и до конца июля из Белоруссии на российский рынок было поставлено около 700 тыс. т бензина: то есть в среднем всего по 100 тыс. т в месяц. При этом по межправительственному соглашению о поставках сырой нефти по «формуле цены» совокупная доля белорусского моторного топлива (бензин+дизельное топливо) должна составить около 2,1 млн т в год: то есть фактические поставки практически вдвое ниже договоренной.
По словам представителя концерна «Белнефтехим», информация о том, что Белоруссия не выполняет свои договоренности по поставкам нефтепродуктов в Россию, неверна.
— В течение семи месяцев Беларусь предлагала к продаже на российский рынок около 3,2 млн т автомобильного топлива, но спроса на такой объем не было. Фактические продажи составили 860 тыс. т в соответствии с потребностями рынка, — заявил он. Получается, что данные белорусских компаний расходятся с данными ФАС и Минэнерго.
Михаил Турукалов объясняет, что межправительственное соглашение двух стран о поставках нефти не требует того, чтобы белорусские нефтяники продавали нефтепродукты по тем ценам, которые являются конкурентоспособными на рынке России. Более того, в соглашении указано, что поставки белорусских нефтепродуктов в Россию могут быть сокращены или приостановлены в периоды, когда цены на рынке России существенно ниже цен на альтернативных рынках.
Директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов считает, что влияние снижения поставок белорусского бензина на рост оптовых цен на автомобильное топливо в июле преувеличено.
— Импорт бензина из Белоруссии в июле снизился всего на 50 тыс. т по сравнению с объемами июня, такое снижение не могло бы вызвать дефицит на российском рынке, объем производства нефтепродуктов на котором превышает 3 млн т в месяц, — сказал Грязнов.
По информации Турукалова, взрывной июльский рост оптовых цен на бензин Аи-92 и Аи-95 начался с НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти». По его данным, «Роснефть» с июля прекратила внебиржевые продажи железнодорожных партий нефтепродуктов с заводов, принадлежащих поглощенной ею ТНК-ВР (Рязанская НПК, Саратовский НПЗ и ЯНОС). Ранее в этом году ТНК-ВР продавала на внебиржевом рынке ежемесячно до 50 тыс. т нефтепродуктов, что вдобавок к биржевым продажам бензина на уровне 80–90 тыс. т в месяц покрывало значительную часть спроса со стороны независимых сетей АЗС.
Изменение логистических потоков быстро «осушило» рынок Москвы и Московской области, примерно 40% потребностей которого обеспечивается за счет Московского НПЗ и еще 40% — за счет Рязанской НПК и ЯНОСа. Рост биржевых цен на бензин, по его мнению, начался именно на базисах поставки Центрального федерального округа, а затем распространился на Поволжье и Сибирь.
C середины июня по 2 августа, по данным «Аналитики топливных рынков», биржевая цена бензина «Регуляр-92» производства Рязанского и Ярославского НПЗ взлетела на 8600 рублей, или на 31%, до 36 600 рублей за тонну. Самарский бензин за этот же период подорожал почти на 8300 рублей (на 30%), до 35 660 рублей за тонну, а Уфимский — на 8500 рублей (на 32%), до 35 200 рублей за тонну. Если бы закупаемый на бирже бензин «Регуляр-92» производства Рязанского НПЗ и ЯНОСа реализовывался на московских заправках, то в конце июля это приносило бы убыток в размере 2,5–2,7 тыс. рублей на тонну, а «Премиум-95» — 1,8–2 тыс. рублей на тонну. В расчетах учтены транспортные затраты, операционные издержки среднестатистической АЗС в Москве и расходы на обслуживание кредита. Официально нефтяники не комментируют этот вопрос.
Однако независимые владельцы АЗС не успели «впасть в тотальный убыток», ведь за прошедшие полгода, когда оптовые цены на бензин падали или не росли, они успели заработать хорошую маржу. А оперативное письмо Евгения Аркуши в правительство позволило быстро привести ситуацию с оптовыми ценами на бензин в норму. Уже на первой неделе августа в качестве реакции на это послание по итогам двух совещаний в Минэнерго с участием представителей нефтяных компаний и чиновников профильных ведомств оптовые цены на бензин поползли вниз, а объемы поставок белорусского топлива выросли.