Новости / Бизнес

Из-за "Сапсанов" грузоперевозки вырастут в цене

ОАО РЖД удалось частично изменить невыгодную для него систему ценообразования, при которой грузовладельцы платят за перевозку исходя из кратчайшего, а не фактически пройденного расстояния. Изменения коснулись Октябрьской железной дороги и Московского узла, где из-за запуска "Сапсанов" и реконструкции Малого московского кольца перевозка идет по обходным маршрутам. Затраты грузоотправителей, прежде всего производителей стройматериалов, могут вырасти на 5,5 млрд руб., и компании уже грозят приостановить поставки.

С 6 апреля ОАО РЖД повысило стоимость провозной платы на ряде участков Октябрьской железной дороги (всего по десяти направлениям, в том числе Москва--Санкт-Петербург) и в пределах Московского узла. Подорожание связано с приказом Минтранса "Об особенностях определения кратчайших расстояний". Его суть в том, что стоимость перевозок по этим направлениям будет рассчитываться исходя из фактически пройденного расстояния, а не кратчайшего, как это происходит сейчас на всей сети железных дорог. По действующим нормам расчет производится по самому короткому пути, даже если поезд следовал по более длинному. Теперь "тарифные расстояния" выросли в несколько раз. Например, со станции Падозеро (Карелия) до Бологого -- с 617 км до 1,3 тыс. км, а с соседней станции Кааламо по тому же маршруту-- с 614 км до 2 тыс. км.

В ОАО РЖД заявили "Ъ", что давно предлагали внести изменения по этим направлениям, считая такую систему расчета наиболее справедливой. Вопрос о необходимости корректировки провозной платы встал после запуска между Москвой и Санкт-Петербургом поездов "Сапсан" в 2009 году, когда грузовые поезда были переведены на обходные линии. Аналогичная ситуация сложилась и с Малым кольцом Московской железной дороги, из-за реконструкции которого весь грузопоток начал следовать через Большое московское кольцо.

По оценке главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, общий грузопоток по этим направлениям -- около 8,5 млн тонн в год. Из них около 7 млн тонн приходится на минерально-строительные грузы, 1 млн тонн -- на удобрения, остальное -- на нефть и контейнеры. По мнению аналитика, в результате подорожания перевозок транспортные затраты грузоотправителей возрастут примерно вдвое, до 5,5 млрд руб. Но если для нефтяников это незначительно, то многие поставщики стройматериалов будут вытеснены с рынка из-за отсутствия альтернативных способов доставки, уверен господин Бурмистров.

Юлия Ъ-Галлямова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное