АвтоВАЗ вчера повысил цены на весь свой модельный ряд на 5-13% -- впервые с марта 2014 года, когда цены на некоторые модели выросли в среднем на 2,8%. Минимально подорожала популярная Granta -- на 5,4%, до 332,8 тыс. руб., больше всего -- слабо локализованный Largus (на 12,9%, до 417 тыс. руб.). Основной причиной на АвтоВАЗе назвали рост курсов доллара и евро. У Lada высокая локализация (в среднем 81%), но у завода есть поставщики с затратами в валюте, объясняют в компании. Глава Минпромторга Денис Мантуров связал рост цен на автомобили АвтоВАЗа с инфляцией, подчеркнув, что повышение цен на 9% "в любом случае не дотягивает до общего уровня повышения цен, которое привязано к инфляции". Министр вчера счел рост цен на Lada "несущественным" в сравнении с подорожанием импортных автомобилей.
Цены начали поднимать и другие производители.
Вчера Toyota объявила о повышении цен на 20% на все модели (кроме Land Cruiser 200 в стартовой комплектации), произведенные в январе.
УАЗ поднял цены на весь модельный ряд в среднем на 3-5%. В группе ГАЗ сообщили, что планируют повышать цены, но решения будут приняты после 26 января. Выросли цены и в премиальном сегменте: в Audi сообщили, что с 1 января в среднем повышение составило 10% (в декабре уже был рост на 9%), в Mercedes-Benz Rus рассказали, что с 1 января повысили цены в среднем на 7,5% (в декабре их подняли на 8,5%, в сентябре -- на 3,5%). В остальных опрошенных "Ъ" автоконцернах не стали комментировать возможное повышение цен.
В первой декаде декабря уже 24 компании подняли цены, сообщал "Автостат". Ford, который собирает модели в РФ и импортирует их, за 2014 год повысил цены на 12%. PSA Peugeot Citroen корректировал цены, главным образом в конце года ввиду девальвации рубля, сообщили в компании. Президент "Фаворит Моторс" (дилер Peugeot, Citroen, Skoda, Ford, Kia) Владимир Попов уточнил "Ъ", что в декабре PSA повысил цены в пределах 20%. В Nissan рассказали, что цены поднимали дважды: в апреле на 2,5-3% и в декабре на 4-12% в зависимости от модели (максимально на импортные Juke и Qashqai). В компании отметили, что продавать импортируемые модели сейчас невыгодно даже при таком ценнике, и не исключили возможности роста цен далее. В Kia утверждают "Ъ", что в среднем за прошлый год цены подняли всего на 0,85%, но источники "Ъ" среди дилеров говорят, что в декабре цены на Kia увеличивали трижды, в целом примерно на 10%.
Владимир Попов уверен, что в ближайшие два месяца на рынке будут серьезные проблемы с поставками, потому что "никто из производителей не готов вести бизнес с убытками". Чем больше локализация производства, тем устойчивее компании, рассуждает Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала", но и они зависят от инфляции, роста цен на металлы и импортных поставщиков.
По мнению эксперта, часть спроса удовлетворена в конце 2014 года, и аудитория привыкнет к новому уровню цен и начнет покупать машины в течение полугода, но по итогам 2015 года авторынок сократится на 10%.