Новости

Автозаводы ищут, чем занять рабочих на деньги правительства

Под давлением правительства, пытающегося не допустить массовых сокращений персонала, промышленники выстраиваются в очередь за новым антикризисным инструментом -- 52,5 млрд руб., заложенными на обеспечение временной занятости и переобучения работников. Автоконцерны уже начали оформлять запросы на высвобождение более 10 тыс. человек, схему хотят использовать КамАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ и "Соллерс".

Вчера состоялось заседание правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, на котором, в частности, обсуждались меры поддержки российского автопрома. Речь шла о программах утилизации, госзакупок, стимулирования лизинга, но "центральной темой было сопровождение возможно высвобождаемых работников", сообщили "Ъ" в аппарате первого вице-премьера. Среди ключевых мер рассматривались переобучение и дообучение, привлечение на общественные работы, развитие самозанятости и переезд к новому месту трудоустройства.

По данным "Ъ", более подробно тема обсуждалась в прошлую пятницу на совещании у вице-премьера Ольги Голодец и министра труда Максима Топилина. Источники "Ъ" говорят, что в условиях невозможности массовых сокращений персонала автоконцерны (АвтоВАЗ, КамАЗ, "Соллерс" и группа ГАЗ) претендуют на часть из 52,5 млрд руб., заложенных в антикризисном плане правительства для обеспечения временной занятости работников, которые находятся под риском увольнения, их переобучения и стажировки.

Сокращения в автопроме начались в 2014 году на фоне падения рынка на 10%. АвтоВАЗ сократил порядка 13 тыс. человек, на заводе Ford Sollers во Всеволожске уволены 700 сотрудников, на петербургском General Motors -- около 500. В этом году участники рынка ожидают его падения на 20-30%. АвтоВАЗ объявил о сокращении еще 1,1 тыс. человек. Уже около 200 человек уволены с завода Volvo Trucks в Калуге. Вчера стало известно, что Nissan планирует сократить 357 сотрудников.

В КамАЗе подтвердили "Ъ", что уже направили свою программу высвобождения сотрудников властям Татарстана. В документе указаны график потенциальных временных работ и возможности по обучению примерно для 10 тыс. человек.

Вслед за автоконцернами подтягиваются и другие машиностроители: заместитель гендиректора корпорации НПК "Уралвагонзавод" Алексей Жарич сообщил "Ъ", что компания также обратилась с инициативой в правительство Свердловской области выделить 600-650 млн руб. для обеспечения временных рабочих мест и переобучения до 5 тыс. сотрудников предприятия в Нижнем Тагиле.

Каждый регион устанавливает свой прожиточный минимум, например, в Самарской области -- это 8557 руб., в Свердловской -- 8934 руб., в Ульяновской -- 7918 руб., в Нижегородской -- 8077 руб. в Татарстане -- 7440 руб. Таким образом, теоретически с марта по декабрь в рамках данного антикризисного инструмента правительство может избавить от увольнения около 729 тыс. человек. Но Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" отмечает, что средняя зарплата квалифицированного сотрудника автозавода примерно втрое больше -- 20-30 тыс. руб., поэтому вряд ли с помощью субсидий удастся реально избежать социальной напряженности. Эта мера, полагает аналитик, может быть только временной -- не более чем на три месяца. За этот срок автопрому и прочему машиностроению точно не удастся переломить кризисные тенденции.

Яна Циноева, Егор Попов; Сергей Титов, Ульяновск


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/