Новости

Битва банки с бутылкой. Почему хотят запретить ПЭТ-тару

Пивная баклажка, подруга алкоголика, может оказаться под запретом: Госдума рассматривает закон об ограничении розлива спиртных напитков в пластмассовую тару. Лоббисты объясняют необходимость принятия закона заботой о здоровье нации, их противники на месте заботы видят голую корысть. В сложных взаимоотношениях стекла, металла, пластика и пива разбиралась корреспондент "Денег".

Попытки запретить розлив алкоголя в тару из полиэтилентерефталата (ПЭТ) предпринимались неоднократно. Впервые это предложило Росалкогольрегулирование (РАР) в конце 2011 года -- служба доказывала, что именно ПЭТ виноват в повальном алкоголизме, и призывала запретить этот вид упаковки на территории Таможенного союза. Чуть позже упаковку действительно запретили в Казахстане, а в Белоруссии (там в пластик разливается более 80% пива) и России (не менее 50%) инициатива не прошла.

В 2013 году была предпринята новая попытка, уже от имени группы депутатов-единороссов. Раиса Кармазина и Михаил Тарасенко внесли на обсуждение законопроект, который постепенное снижает максимальный объем ПЭТ-тары для пива, (полтора литра, потом -- литр и до полулитра). Исходным аргументом против ПЭТ была его токсичность. "Согласно исследованиям ученых Института биохимической физики РАН, из ПЭТ-тары в пиво выделяется дибутилфталат -- яд, вызывающий токсический гепатит, наносящий вред эндокринной и нервной системе человека и являющийся одной из причин онкологических заболеваний",-- убежден поддержавший инициативу губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, по совместительству -- председатель всероссийской ассоциации "Здоровые города, районы и поселки". Впрочем, годом позже российские производители ПЭТ -- Алко-Нафта, ПОЛИЭФ, Сибур-ПЭТФ и "Сенеж" представили результаты исследований, проведенных в немецком Институте химической технологии общества Фраунгофера: тамошние ученые дибутилфталата в бутылках не нашли. Главным доводом в поддержку ПЭТ-ограничений вновь стала "алкоголизация населения". Законопроект между тем принят в первом чтении, и сейчас противоборствующие стороны активно готовятся ко второму и третьему.

Лепта главного нарколога

"Из-за ПЭТ люди спиваются,-- открыл нам глаза на происходящее главный нарколог России Евгений Брюн.-- Кухонный экономист сидит и думает: вот есть пиво в большой емкости, оно дешевле, я буду потреблять его, я же уже пристрастился! Бизнесы так и будут свою стратегию продаж устраивать. Это аморально, и поэтому нужно вмешательство парламента и государства. Мы на правильном пути. Моя лепта в этом тоже есть. Думаю, в эту думскую сессию запрет уже примут, и пить станут меньше".

Если и есть в этом деле лепта главного нарколога, она все же не столь существенна. То, что своим появлением законопроект обязан не заботе о здоровье граждан, а лоббизму бизнес-структур, открыто признает даже премьер-министр Дмитрий Медведев. "Часть бизнеса там за одно пытается ратовать, часть -- за другое",-- прокомментировал он обсуждение законопроекта на июльском совещании по нефтехимии.

Производители пива в качестве заказчиков кампании против ПЭТ называют своих старейших и заклятых врагов -- водочное лобби.

Стеклянный интерес...

Ответственность за лоббизм чуть было не взял на себя Союз предприятий стекольной промышленности ("Стеклосоюз"). В протоколе одного из недавних заседаний организации, размещенном на ее сайте, среди мер для продвижения стеклотары упоминается "внесение изменений в законодательство об ограничении использования ПЭТ-тары". Документом заинтересовалась ФАС, которая усмотрела в действиях стекольщиков нарушение законодательства и вынесла им официальное предупреждение.

"В России работает больше десятка крупных заводов, которые производят 10-12 млрд бутылок в год. В случае запрета больших объемов ПЭТ они смогут обеспечить пивоваров недостающей тарой, производственные мощности на это есть уже сейчас, у нашей компании точно",-- обнадеживает Дмитрий Чудинов, экономист компании "Раско", одного из крупных производителей стеклотары.

...или алюминиевый

Явных доказательств участия алюминщиков в антипластиковом лобби нет, но участники рынка единодушны: без алюминщиков дело не обошлось.

Уже сама биография депутатов, выдвинувших законопроект, свидетельствует в пользу этой версии. Единоросс Михаил Тарасенко долгое время возглавлял Горно-металлургический профсоюз России, а его коллеги Раиса Кармазина и Дмитрий Носов, также выступающие за ПЭТ-ограничение, представляют в Госдуме интересы Красноярского края, производящего треть российского алюминия.

Сейчас в алюминий разливается, по разным оценкам, от 16% до 20% пива, а если запрет вступит в силу, алюминщикам достанется более 50% рынка. На фоне падающих цен на алюминий -- достойный куш.

В компании Can-Pack, производящей 35% алюминиевых банок в России, считают, что нет для пива тары лучше металлической, и если запретить пластик, потребители и пивовары наконец в этом убедятся. Во-первых, если производителю захочется изменить дизайн упаковки, с банкой это можно сделать всего за два-три часа, а вот чтобы поставить на линию стеклянные бутылки новой формы, потребуется два-три месяца. Во-вторых, стекло после выдувания надо выстаивать чуть ли не сутки, чтобы оно приобрело температуру окружающей среды, иначе может потрескаться. В-третьих, бутылка очевидно проигрывает алюминиевой таре в весе. Иными словами, в случае запрета ПЭТ в Can-Pack ждут притока клиентов -- у стекла много недостатков, а "Тетрапак" тары для пива еще не придумал. Сегодня Can-Pack выпускает 5,5 млн банок в сутки. "Наших мощностей хватит, чтобы закрыть потребность в таре, даже если пивовары увеличат производство на 50%",-- сообщают в компании.

ПЭТ-зависимость

"Я вообще не знаю, что делать,-- горюет Александр, владелец маленького магазина разливного пива.-- Мы можем разливать только в пластик, потому что краники под горлышко идеально подходят, крышку закрутить легко. О переходе на стекло или тем более алюминиевые банки не может быть и речи -- чем мы их клиентам закупоривать будем, молотком, что ли?

Но как бы ни жаловались пивовары на грядущие потери от запрета ПЭТ, больше всего пострадают, конечно, компании-производители ПЭТ-упаковки. По их словам, ограничение использования этого вида тары означает ее фактический запрет в пивной отрасли, ведь в пластике продаются преимущественно крупные объемы пива, а полулитровые ПЭТ-бутылки спросом у граждан не пользуются.

"Ограничение ПЭТ-тары для алкогольной продукции приведет к сокращению рынка этой упаковки на 22%.

Снизится загрузка мощностей со всеми вытекающими последствиями -- закрытием заводов, в том числе, недавно построенных высокотехнологичных производств, сокращением персонала",-- рассказывают в ассоциации производителей ПЭТ.

Пластмассовое перемирие

Впрочем, некоторые эксперты считают, что многолетняя война с ПЭТ-тарой подходит к концу. Причина тому -- негласный договор, который под давлением Минздрава и РАР заключили с властями пивовары. Четверка крупнейших производителей -- Carlsberg, Heineken, Efes и InBev, контролирующие почти 80% российского пивного рынка,-- добровольно отказалась использовать пластиковую тару объемом более 1,5 л с июля 2016. Не поддержала такое самоограничение только компания "Очаково", у которой большая часть пива разливается как раз в емкости больше 1,5 л. Тем не менее компромисс был достигнут, и дальше все успокоится, считает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз: "Никакого запрета не будет. В правительстве прекрасно осознают, что это просто конкурентная борьба. Пиво в полуторалитровых бутылках останется, если оно не будет выделяться на полке на фоне Pepsi или другой газировки. Поэтому договорились о максимально разрешенном объеме, который всех устроит".

МАРИЯ ШЕР


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное