На коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) вчера были представлены подходы к сопряжению в 2016-2018 годах двух крупных процессов в структурах Минфина -- консолидации информсистем в единой системе администрирования доходов и создания системы параллельного контроля товарных и финансовых потоков. ФНС в 2016-2017 годах завершит создание информсистемы "Налог-3" и к концу года будет готова в случае решения правительства администрировать взносы в соцфонды, а к 2018 году -- создать систему идентификации граждан, "единое ID".
Расширенная коллегия ФНС прошла при участии первого вице-премьера Игоря Шувалова, министра финансов Антона Силуанова, главы бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова и представителей ведомств, так или иначе взаимодействующих с фискальной системой. Основной доклад на коллегии делал глава ФНС Михаил Мишустин. Показатели сборов служба приводила ранее, так что основной интерес представляет складывающаяся из выступлений главы ФНС, первого вице-премьера и министра финансов картина общего плана действий ведомств Минфина на 2016-2018 годы. Вчера стало возможным оценить конечную цель новаций -- это сопряжение к 2018 году двух масштабных проектов, технологическое решение которых обеспечивает сейчас ФНС.
По словам Михаила Мишустина, в 2016-м начнется разворачивание третьего и самого сложного модуля автоматизированной информационной системы (АИС) "Налог-3": в ее рамках у ФНС появится возможность полного налогового администрирования юрлиц (в действующих модулях отработаны системы регистрации и учета налогоплательщиков, администрирование имущественных налогов физлиц, ведомственное взаимодействие, подсистема контроля цепочек НДС), а также полного цикла проверок и работы с задолженностью.
После этого степень "прозрачности" каждого физлица и юрлица для ФНС станет крайне высокой. Это позволяет службе строить планы по более широкому, чем сейчас, внедрению системы "налогового мониторинга" -- добровольного открытия компаниями для ФНС своей внутренней отчетности (глава ФНС заявил, что такие проекты уже есть -- например, для компаний, заинтересованных в этом накануне IPO).
Это же позволило главе ФНС предложить подчиненным в условиях кризиса проявлять максимальную лояльность в предоставлении отсрочек для плательщиков, с контролем которых у службы нет проблем.
"Налог-3" будет разворачиваться параллельно с объединением информсистем ФНС и Федеральной таможенной службы (ФТС). Михаил Мишустин сообщил о готовности ФНС к быстрому расширению товарного контроля на базе RFID-меток (применяется в отношении товаров из меха в экспериментальном порядке). К концу 2016 года служба готова интегрировать инфраструктуру считывания меток с новым поколением контрольно-кассовой техники (ККТ), передающей в режиме онлайн информацию в ФНС. Внедрение новой ККТ идет активно, ФНС вчера анонсировала добровольный переход на нее нескольких федеральных сетей АЗС весной 2016 года.
Одновременно Антон Силуанов заявил и конечную цель совмещения информсистем ФНС и ФТС -- параллельный контроль товарных и финансовых потоков в экономике.
В рамках системы консолидируются информпотоки не только из таможни и ФНС, но и из Росалкогольрегулирования. Все это может быть дополнено сведениями иностранных налоговых служб: Михаил Мишустин предупредил, что к автоматическому многостороннему обмену в рамках стандартов ОЭСР (более 70 стран и 20 офшорных юрисдикций) ФНС присоединится в самое ближайшее время.
ФНС, видимо, готова использовать RFID-маркирование и ресурсы контроля не только для импортных товаров -- речь идет, по словам господина Мишустина, о "полной прозрачности движения товаров от производителя до конечной продажи" практически в онлайн-режиме.
Часть выступлений на коллегии была посвящена администрированию сборов в соцфонды в рамках концепции "единого социального сбора", пока обсуждаемой правительством. Глава ФНС заявил, что службе нужно шесть--девять месяцев для того, чтобы быть готовой к этим операциям. Общую систему идентификации граждан на основе данных загсов ("единое ID" для граждан) служба готова реализовать в 2018 году.
К 2018 году, если планы ФНС и Минфина сбудутся, прозрачность любых операций бизнеса для государства увеличится на порядок. При этом господин Макаров призвал не увлекаться прогнозами роста собираемости налогов -- эти ресурсы, по его мнению, почти исчерпаны.
Дмитрий Бутрин