Новости

Турецкий кризис становится глобальной проблемой

Турецкая лира продолжает обесцениваться быстрыми темпами, и данный процесс становится неконтролируемым. Ситуация на долговом рынке Турции также близка к катастрофичной. Сегодня глобальные инвесторы уже не смогли игнорировать данную проблему, и негативные тенденции все сильнее распространяются на мировые рынки.

[photo 36173]

Несколько недель турецкая лира устойчиво снижалась по отношению к доллару, потеряв с конца 2017 г. почти 1/3. Однако сегодня падение валюты приобрело лавинообразный характер, и только за один день она упала на 16%. Это движение сделало турецкую лиру наихудшей развивающейся валютой, крах которой в этом году превзошел даже падение аргентинский песо.


Коллапс охватил и турецкий долговой рынок, в результате чего доходность по 10-летним государственным облигациям, взлетела на 93 базисных пункта до нового рекордного максимума в 20,67%.

Естественно, что данные тенденции произрастают из экономических проблем страны, которые носят системный характер. Еще в прошлом году уровень экономического роста позволил Турции стать самой быстроразвивающейся экономикой стран «Большой двадцатки» G-20. Однако уже в этом году ситуация резко ухудшилось, в июне агентство Moody’s понизило прогноз роста ВВП Турции с 4% до 2,5%, при том что в прошлом году он составил 7,4%.

Основной проблемой турецкой экономики является огромный дефицит платежного баланса и долг в иностранный валюте, обслуживание которого становится все более непосильной задачей для правительства страны. Это усугубляется ростом доллара на мировом рынке, а также повышением ставок в американской валюте из-за ужесточения монетарной политики ФРС.

Данная ситуация усилила инфляционные процессы в стране и отправила национальную валюту в пике, тем самым обострив проблему с обслуживанием внешнего долга. Турецкий центробанк пытается бороться с кризисом, повышая ставку, которая уже приблизилась к 18%, однако это приводит лишь к кратковременной стабилизации ситуации, после чего происходит новый виток кризисных явлений.

Эти тенденции усугубляются внешнеполитическим противостоянием Турции с США и некоторыми другими западными странами. В результате бегство инвесторов из турецких активов ускорилось, что оказывает дополнительное давление на финансовый рынок, превращая данный процесс в самоусиливающуюся замкнутую цепочку.

Проблема для глобальных рынков

В нынешнем мире глобализация находится на высоком уровне, особенно в финансовой системе. В период чрезвычайно низких процентных ставок крупные транснациональные кредитные организации активно кредитовали развивающиеся страны, стремясь найти альтернативу нулевым и отрицательным доходностям, которые предоставляли надежные долговые инструменты.

В результате, по данным трансграничной банковской статистики Банка международных расчетов, на текущий момент турецкие заемщики задолжали местным кредиторам, в том числе иностранным дочерним компаниям, около $148 млрд, а долг, номинированный в евро, достиг $110 млрд. При этом в 2006 г. данная сумма составляла всего $36 млрд.

Из этого объема на испанские банки приходится $83,3 млрд турецкой задолженности, на французские – $38,4 млрд, а итальянские кредиторы имеют претензии на $17 млрд в местной и иностранной валюте. Турецкие филиалы зарубежных банков, как правило, предоставляли кредиты в местной валюте.

Сегодняшние распродажи глобальных рисковых активов были вызваны сообщением Financial Times о том, что в ЕЦБ обеспокоены вовлеченностью крупных европейских банков в турецкий финансовый рынок, т. к. значительный объем вложений в активы страны на фоне крайне негативных тенденций в экономике и финансовой сфере Турции делает европейские кредитные учреждения уязвимыми перед ухудшением данных трендов.

Это спровоцировало активное снижение развивающихся валют, а также евро, ударило по глобальным фондовым рынкам и вызвало рост индекса доллара. Между тем, аналогичные турецким проблемы существуют и в других развивающихся странах. На протяжении длительного периода низких процентных ставок они наращивали долларовую задолженность, финансируя свои структурные диспропорции внешней ликвидностью и эмиссией национальных валют.

Теперь развивающиеся страны столкнулись с тем, что стоимость обслуживание огромного суверенного долга постоянно растет из-за ужесточения монетарной политики мировых центробанков. Кроме того, долларовая ликвидность на глобальных рынках постепенно уменьшается под воздействием сокращения балансов ключевых регуляторов, что делает внешние займы все менее доступными .

Именно поэтому кризис в Турции может стать показательным примером того, к чему могут привести данные процессы, что спровоцирует инвесторов к превентивному изъятию средств с других проблемных рынков, усугубляя и без того непростую ситуацию в соответствующих странах. Уже сейчас мы наблюдаем усиление этих тенденций, и они постепенно выходят из-под контроля финансовых властей.

Данная проблема усложняется напряженной геополитической обстановкой, связанной с протекционистской политикой США. Сегодня Трамп заявил, что санкционировал увеличение в 2 раза пошлин на турецкие поставки стали и алюминия, что усилило мощный нисходящий импульс в турецкой лире.

И даже не вдаваясь в тонкости внешнеполитической игры и не озвучивая очевидных выводов, можно сказать, что подобная атмосфера создает у глобальных инвесторов ощущение неопределенности, лишая надежды на то, что мировые лидеры способны к конструктивному диалогу перед угрозой глобального финансового кризиса.

Вместе с потерей веры в способность правительств стран с проблемными экономиками адекватно реагировать на рыночные вызовы, все это усиливает негативные тенденции на данных рынках, которые постепенно перекидываются и на другие площадки, создавая эффект цепной реакции.