Новости / Свое дело

«Все это следует шить!». Почему курсы кройки и шитья неуязвимы в кризис

Заканчивая многострадальный фартук на уроках домоводства в школе, Марина Акулова и предположить не могла, что когда-то откроет свои курсы кройки и шитья в Иркутске. Но случилось именно так. «Азбука шитья» работает уже шестой год и не сбавляет темпов развития, даже несмотря на кризис. «Сейчас у людей наоборот тяга к обучению, получению новых навыков, – говорит предпринимательница. – К тому же шить одежду часто получается дешевле, чем покупать в магазине».

Помогли тетя и субсидия

В детстве особой любви к шитью Марина Акулова не испытывала. После школы поступила на журфак и, возможно, так никогда и не села бы за швейную машину, если бы не тетя – профессиональный портной-закройщик.

«Я училась на заочном отделении, время свободное было. И тетя предложила: почему бы тебе не получить средне-специальное образование? Девушке умение шить всегда пригодится. За два года я отучилась на портного. Но даже предположить не могла, что мой бизнес будет связан с этим».

Марина получила высшее образование, трудилась в разных сферах, но удовлетворения от работы – ни морального, ни материального – не получала.

«Все, в общем-то, решил случай, – рассказывает она. – Мы с подругой узнали, что центр занятости выделяет субсидии начинающим предпринимателям. Нужно только предоставить бизнес-план и пустить деньги в дело. Что я умела делать? Я умела кроить и шить».

Так родилась идея открыть курсы. Субсидия была совсем небольшой – 60 тысяч рублей, но этих денег хватило на старт.

«Сама сейчас удивляюсь, как смогла уложиться в эту сумму, – смеется предпринимательница. – Сняла небольшое помещение в Доме Кузнеца, купила четыре швейных машинки, оверлок, столы и стулья. За мебелью ездила на базы, на распродажи – чтобы подешевле».

С кадрами у Марины проблем не было: пригласила тетю вести курсы кройки, а та привела подругу – мастера по пошиву штор.

Неожиданная популярность

В ноябре 2010 года Марина Акулова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, а в январе 2011-го первая группа «Азбуки шитья» начала обучение.

«Почему 'Азбука шитья'? Во-первых, книжка у меня была с таким названием. А во-вторых, название на букву А – хорошо для 2ГИС и других справочников: мы всегда одни из первых в списке».

Так как никакого опыта привлечения клиентов у Марины не было, действовать пришлось «методом тыка».

«Я сразу сделала тему на форуме 38mama: декретницы, молодые мамочки – это наша аудитория. Потом напечатала объявления. Меня из-за них даже в администрацию вызывали, – смеется Акулова. – Расклейщики наши куда-то не туда их приклеили. После этого случая мы работали только со специальными фирмами, занимающимися наружной рекламой».

Так или иначе, а реклама сделала свое дело. Курсы, неожиданно для самой предпринимательницы, оказались очень популярными у иркутянок.

«Первоначально, в силу своей неопытности, мы не лимитировали количество учеников, и в итоге народу на первое занятие пришло вдвое больше, чем мог вместить класс.

Пришлось поделить их на две группы, а себе сделать 'заметку на полях': в группе может быть максимум восемь человек. На это рассчитаны и площади, и инвентарь. Конечно, можно посадить и 20 человек, но ведь нужно, чтобы человек чувствовал себя комфортно, чтобы ему хватало рабочих поверхностей – и за машинкой, и за столом».

Кадры решают все

Сначала в «Азбуке шитья» были только вечерние группы, потом появились дневные, начали проводить занятия и по выходным. В Доме Кузнеца стало тесно, да и само помещение оказалось не очень комфортным: зимой, например, было очень холодно. Отработав там год, Марина Акулова перевезла курсы в ТЦ «Рублев».

«При выборе помещения отталкивались в первую очередь от местоположения. Центр города, конкуренты практически не представлены, рядом – остановки общественного транспорта. При этом цена доступная, – поясняет предпринимательница. – Конечно, в центре есть помещения лучшего качества, но квадрат там стоит 1000 рублей. Нужно адекватно оценивать свои силы».

В «Рублеве» у «Азбуки шитья» два класса. Пока площадей хватает. На сегодняшний день на курсах одновременно занимаются 15 групп (около 70 человек). Кроме кройки и шитья, есть занятия по вязанию, хэндмэйду в интерьере, курсы для школьников и дошколят, индивидуальное обучение, мастер-классы.

«Самый популярный курс – шитье для начинающих, – говорит Марина. – Во-первых, он дает возможность попробовать, понять, по душе вам это занятие или нет. Во-вторых, получить первые навыки шитья. После этого многие переходят на следующий этап – крой и моделирование».

Главная задача преподавателей, по словам нашей собеседницы, – сделать так, чтобы ученики могли работать свободно: «С педагогом может шить каждый. Наша цель – научить так, чтобы они могли шить самостоятельно, не были привязаны к нам».

В «Азбуке шитья» сейчас работают восемь преподавателей. Как говорит Марина, они – главный залог успеха курсов.

«Мне кажется, любой образовательный центр держится на педагогах. Можно бесконечно создавать условия, вкладываться в инвентарь, но если педагог не сможет 'зацепить', заинтересовать, ничего не выйдет.

Харизматичность, отзывчивость, компетентность – всеми этими качествами должен обладать хороший преподаватель».

Шить выгодно

Курсы кройки, шитья, вязания доступны абсолютно всем. «У нас нет ограничений ни по возрасту, ни по полу», – говорит Марина Акулова.

Конечно, мужчины – редкие гости на курсах. Слишком уж сильны стереотипы о том, что шитье и вязание – не мужское дело. «Думаю, фактор ревности тоже играет свою роль. Мужчина, может, и хочет научиться шить или вязать, но далеко не каждая жена отпустит на курсы в женский коллектив», – улыбается предпринимательница.

Женская аудитория – самая разная. Например, постоянно приходят заниматься декретницы, молодые мамы. Для них даже разработан специальный курс «Шью для новорожденного».

«Большинство же женщин идут на курсы, потому что имеют нестандартную фигуру и не могут найти в магазине ничего подходящего, интересного, – рассказывает Марина. – А многие приходят просто получить новые навыки, ищут себя в разных сферах. Одна из наших выпускниц, например, после окончания курсов открыла свое ателье».

По ее словам, в последние годы интерес к учебе у иркутян только растет. А экономический кризис играет на руку именно таким практическим курсам, как вязание, кройка, шитье.

«Если ты умеешь делать выкройки, ‘дружишь’ с машинкой, ориентируешься в швейных магазинах города, знаешь, где купить ткань хорошего качества по приятной цене, то шить получается выгоднее, чем покупать готовую одежду,

– поясняет Акулова. – То же можно сказать и о ремонте одежды. Сегодня это целая отрасль, а по факту там не так все сложно. Получив навыки, можно делать все самостоятельно и не тратить деньги».

Неуязвимы в кризис

По словам Марины, кризис на работе «Азбуки шитья» не сказался. Бизнес практически не зависит от колебаний валют: большая часть машинок была куплена до роста курса, а ткань для занятий ученицы приобретают самостоятельно.

«Конечно, покупательская способность снизилась, но мы практически никого не потеряли, – говорит предпринимательница. – Наверное, причина в том, что у нас довольно демократичные цены, которые практически не менялись с открытия курсов.

Сейчас обучение стоит, в среднем, 3200 рублей в месяц. Такова наша позиция: лучше невысокая цена и большой поток, чем заоблачные цифры и три ученика».

Расходы на бизнес, в связи с кризисом, выросли незначительно: подорожал инвентарь (ножницы, канцелярия), ремонт машинок (запчасти – импортные). На обновление и пополнение парка тоже приходится тратить больше, чем прежде: так, если раньше самая недорогая машинка стоила шесть тысяч рублей, то сейчас – не менее восьми тысяч.

«Зато благодаря кризису замерли ставки аренды. Как платили 35 тысяч рублей в месяц, так и платим, – делится Марина. – Еще около пяти тысяч рублей ежемесячно уходит на ремонт оборудования, около трех – на инвентарь. Плюс зарплата преподавателей: педагоги получают сдельную оплату, многие работают не только у нас, но и в школах, ссузах».

Лето – низкий сезон

Главный риск бизнеса, по словам Марины Акуловой – это сезонность.

«Лето – самое страшное для нас время, – признается она. – Поток учеников значительно снижается. Не любят россияне учиться летом, таков уж менталитет.

Даже если не отправятся отдыхать за границу, останутся в городе, все равно не пойдут на курсы. Поедут на дачу, будут лежать перед телевизором – только не учиться».

В этом году, однако, Марина планирует воспользоваться низким летним сезоном и провести эксперимент: один из классов в «Рублеве» сдать в аренду и открыть подразделение «Азбуки шитья» в Ново-Ленино.

«В центре города уже довольно широко представлены курсы кройки и шитья, а в спальных районах почти ничего нет, – говорит предпринимательница. – Нужно попробовать, провести 'разведку боем'. Если получится – будем продолжать развивать сеть в разных районах города». 

«Ищите деньги»

Заниматься предпринимательской деятельностью не так просто, как может показаться со стороны, говорит Марина. Это круглосуточная работа, нельзя выйти из офиса и «отключить мозги».

«Свой бизнес – это палка о двух концах. С одной стороны, требует полной отдачи. Но с другой – дает свободу действий. Иногда, в трудные моменты, я думаю: может, бросить все и пойти работать по найму? Но я уже не смогу – ни бросить свое дело, ни трудиться на кого-то».

Предпринимателям-новичкам Марина Акулова советует начинать с малого. «Лучше найти сферу, которая не потребует больших финансовых вливаний, и попробовать себя. Вложить миллионы и потерять их разом – обидно.

А еще – ищите деньги. Очень много разных грантов, субсидий. Это не такие великие суммы, но именно они, возможно, дадут толчок вашему начинанию».

Анна Масленникова,
Газета Дело


<p>Фото А. Федорова</p>
/ Газета Дело /





17
февраля
2017
Сладкий и красивый бизнес. Легко ли частному кондитеру открыть свое заведение в Иркутске?
 
17
февраля
2017
Хобби, которое кормит. Кондитерское дело "на дому"
 
02
декабря
2016
Павел Римлянд и его «шоколадная» фабрика. Что компании противопоставляют кризису и росту конкуренции
 
07
ноября
2016
«Молчанов Бар»: бизнес не по правилам
 
07
ноября
2016
Мобильная франшиза: бери и работай!
 
07
октября
2016
Вдохновляющий бизнес. Как создать успешный интернет-магазин одежды и вывести его на реальные площадки
 
15
июля
2016
«Bonjour, bonsoir, Benoit!». Легко ли бельгийцу вести ресторанный бизнес в Иркутске
 
17
июня
2016
Золото на десерт. Как открыть ювелирную кондитерскую
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Сергей Лазарев, кофейня «Даблби»: «Кофе – это вкусно»
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Ярослав Маковецкий, «Бодрый день»: «Место – 80% успеха кофейни»
 
11
марта
2016
«Бородатый» бизнес. Как открыть в Иркутске сеть барбершопов-дискаунтеров
 
12
февраля
2016
«Картошка – с начинкой, булочки – с корицей». Иркутские франчайзи «Крошки Картошки» и «Cinnabon» – о тонкостях бизнеса в сфере общепита
 
04
декабря
2015
«Кастро» по-иркутски
 
06
ноября
2015
«Холодный ум, горящие глаза». Почему не стоит питать иллюзий, открывая бизнес по франшизе
 
18
сентября
2015
«На детях не экономят». Почему франшиза детской одежды – хорошая идея для бизнеса в кризис?
 
21
августа
2015
Как открыть лавочку. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
17
июля
2015
В гостях у «Достоевского». Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
26
июня
2015
Бизнес на потолке
 
27
мая
2015
«Четыре глаза»: эксклюзивно и лояльно. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
22
мая
2015
Бизнес с «изюминкой». Как открыть семейное кафе в спальном районе Иркутска?
 
24
апреля
2015
«Революционный» бизнес Михаила Григорьева
 
24
марта
2015
ИДЕАЛьный бизнес: как заработать на женской красоте
 
24
февраля
2015
Музыкальная фантазия, или Как заработать на мечте
 
08
декабря
2014
«Жил да был брадобрей», или Бизнес для брутальных мужчин
 
19
ноября
2014
Реальные деньги виртуального бизнеса
 
22
октября
2014
Петр Шевченко, гольф-клуб "Алха": «Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!»
 
22
октября
2014
Конвейер счастья: как открыть свадебное агентство
 
24
сентября
2014
Алена Мосягина: «Чтобы начать консалтинговый бизнес, не нужны большие вложения»
 
11
августа
2014
Оранжевый бизнес, или Как увлечение игрой с цветом и пространством изменило жизнь
 
18
июля
2014
Праздник как бизнес: на рынке света и радости еще достаточно места
 
27
июня
2014
Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»: «Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»
 
27
июня
2014
Оксана Карасева, директор ногтевой студии «Avenue, 11»: «Руки – визитная карточка женщины. На этом не экономят»
 
27
июня
2014
Природа и дети: Есть контакт!
 
19
мая
2014
Easy School: английский – это просто
 
21
апреля
2014
"М7": Бизнес как по маслу