Новости и комментарии

Татфондбанк сыграл по нотам "Траста". Банк переоформлял вклады в ценные бумаги

В Татфондбанке обнаружились новые пострадавшие. 2 тыс. его вкладчиков обманным путем превратились в клиентов его дочерней инвесткомпании "ТФБ-Финанс", и теперь их средства не подлежат страховому возмещению. Это не первый случай подобного мошенничества, но, даже когда суды встают на сторону граждан, шансов вернуть средства на практике у них крайне мало.

Как рассказали "Ъ" клиенты Татфондбанка, примерно 2 тыс. вкладчиков банка в период с июня по октябрь 2016 года перешли в статус клиентов его дочерней инвестиционной компании "ТФБ-Финанс". При этом сами вкладчики на основании заявлений сотрудников банка были уверены в том, что перезаключают договор вклада с банком. "Мы приходили продлить вклад, и нам предлагали разместить денежные средства на другом счете под более высокую ставку при условии сохранения их страхового покрытия,-- рассказал "Ъ" один из пострадавших.-- Такое предложение делалось только клиентам с суммой более 1 млн руб.". По его словам, как им сообщили в "ТФБ-Финансе", средняя сумма на человека составляет около 2 млн руб., таким образом, на 2 тыс. пострадавших приходится около 4 млрд руб. При обращении клиентов в "ТФБ-Финанс" выяснилось, что на их средства были куплены облигации Татфондбанка.

Подмена обнаружилась после введения ЦБ временной администрации в Татфондбанк 15 декабря 2016 года. Тогда же был установлен мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Выплаты вкладчикам начались 26 декабря прошлого года (сейчас уже более 77% страхового возмещения выплачено -- 35,77 млрд руб.). В рамках подачи заявлений на страховое возмещение вкладчики и узнали, что клиентами банка они не являются. Пострадавшие обратились с жалобами в ЦБ, АСВ, МВД, Роспотребнадзор, приемную президента Татарстана и РФ, но ответа не получили. В пресс-службе министра экономики Татарстана, который непосредственно курирует ситуацию с Татфондбанком, вчера "Ъ" сообщили, что в курсе проблемы. "Мы на каждом совещании обсуждаем в том числе и эту ситуацию,-- уточнили там.-- Пока никаких решений нет".

Это не первый случай перевода вкладчиков в ряды инвесторов, на сбережения которых не распространяется страховка. Самой нашумевшей была ситуация с нотами банка "Траст", где ВИП-вкладчикам сотрудники банка "Траст" предлагали перевести свои средства с вкладов в ценные бумаги аффилированной с банком компании.

Во всех случаях банки пытались поправить свое положение за счет вкладчиков, пользуясь низким уровнем финансовой грамотности. "Цель, которую преследовали банки, была связана с улучшением финансового положения кредитной организации,-- говорит партнер компании "Ионцев, Ляховский и партнеры" Игорь Дубов.-- Переоформление вкладов в иные финансовые инструменты позволяет минимизировать взносы в ФОР, страховые платежи, а также улучшить некоторые нормативы".

Единственный путь выяснения отношений с банком -- суд, считают юристы, указывая, что клиентам фактически нужно доказывать притворность этих сделок.

Юлия Локшина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

/ Коммерсантъ /

Предложения месяца: