Новости

Как изменился российский турист за десять лет

2007-й и первая половина 2008 года — самое оптимистичное время в новом веке с точки зрения потребительских ожиданий. Потом был кризис, «арабская весна», санкции, девальвация рубля — все это сильно изменило российского туриста, который этим летом снова начал возвращаться на мировые курорты.

«Мы мечтали съездить в Испанию, посмотреть Барселону, побывать в парке Гуэль»,— рассказывает москвичка Елена Холодова. На днях она вернулась из Испании, где отдыхала на одном из курортов в часе езды от столицы Каталонии. О своих впечатлениях Холодова рассказывает исключительно в восторженных тонах, правда, говорит, «получилось очень дорого».

О том, что в Барселоне жители бастуют против наплыва туристов, Холодова узнала только по пути в аэропорт — гид предупредила, что вот уже несколько недель длится перманентная забастовка сотрудников аэропорта.

«Мы улетели с задержкой примерно в 30 минут, причем, замечу, чартерным рейсом. Наверное, нам просто повезло»,— говорит Елена. По ее словам, на пути в парк Гуэль видела надпись «tourist go home» на стене смотровой площадки: «Испортили стену, жалко, место красивое». Теперь она планирует поездку в Испанию в следующем году уже всей семьей.

В то время как российские туристы рискуют застрять в испанских аэропортах, на тех соотечественников, кто наконец добрался до турецких курортов, свалилась новая напасть — вирус Коксаки. Как отмечается на сайте АТОР, в агентстве выяснили, что почти две трети туристов (58%) узнали о вирусе только по возвращении в Москву, еще 36% узнали о нем из переписки с родственниками.

Эксперты агентства выяснили, что из всех туристов, реально отдыхавших на турецких курортах, подавляющее большинство ничего не слышало о самом вирусе во время отдыха.

Возможно, им, как Холодовой, просто повезло, однако все же важнее реакция туристов на происходящее: по наблюдениям туроператоров, массового отказа от Турции не произошло. А многие туристы, съездившие туда, на следующий год вновь собираются вернуться.

Нужен нам берег турецкий

В 2007 году Турция была лидером по количеству выезжающих за рубеж российских туристов — 1,923 млн человек. С тех пор на протяжении многих лет это лидерство только укреплялось. И в 2015 году, перед тем как турецкое направление было закрыто для россиян, туристический поток соотечественников в эту страну достиг почти 3,5 млн человек.

В этом году Турцию открыли, и она вновь среди лидеров спроса. Причины, по которым туристов не пугают новые вирусы, легко объяснимы.

«Два года люди ждали возвращения Турции на рынок. Это неизбежный факт. И сопротивляться этому бесполезно,— отмечает президент Союза туристических агентств Сергей Голов.— И даже с учетом того, что объявлен вирус и угроза жизни, количество туристов, которые даже могли бы отказаться от Турции, пропорционально не пополнят российские курорты».

Причины этого заключаются не только в доступных для россиян ценах, но и в определенном консерватизме отечественных туристов. Не последнюю роль здесь играет и грамотно выстроенный местным турбизнесом маркетинг.

«В этом году, чтобы восстановить потоки российских туристов, Турция сделала то, чего никто еще год назад и представить себе не мог. С одной стороны, государство в течение всего сезона, включая высокий, субсидирует чартерные рейсы. С другой — отели активно занимались маркетингом, снижали цены по краям сезона, создав ощущение того, что Турция очень доступна»,— рассказывает директор по продажам «НТК Интурист» Сергей Толчин.

Именно потому, что туристам предложили большие скидки на май и начало июня, появились хорошие цены на вторую половину сентября и октябрь. Турция, по мнению Толчина, в целом формирует образ очень доступного и очень заманчивого предложения: «Хотя в июле и августе это совсем недешево».

Россия, вперед!

После того как в конце 2014 года доллар и евро подорожали вдвое, а потом последовали санкции, перспективы выездного туризма стали весьма туманны. Когда же в ноябре 2015-го турецкие ВВС сбили наш самолет, стало окончательно понятно, что в 2016 году все будет еще хуже.

В результате уникальный шанс получил внутренний туризм, в том числе и организованный.

По данным опроса Superjob.ru, в 2007 году на внутренний туризм приходилось 47% рынка, в то время как на дальнее зарубежье — 38%. Правда, самостоятельно спланированный отдых по России занимал 40%, а туры — только 7%. В то время как в выездном отдыхе все было наоборот: 10% против 28%.

В последние два года серьезно стал расти именно организованный внутренний туризм. Крупнейшие туроператоры вышли на этот рынок, сформировав российские турпакеты. В результате, по данным гендиректора компании «Пегас Туристик» Анны Подгорной, отечественные курорты — Сочи и Крым — вышли в топ-10 самых запрашиваемых направлений:

«Если раньше они даже и близко не подходили, то сейчас, по крайней мере у нас, Россия занимает четвертое место в списке запрашиваемых направлений на летний период. Пляжных! Это существенное изменение предпочтений по выбору места отдыха».

Внутренний туристический рынок целых два года переживал настоящий бум благодаря соотечественникам за счет рынка организованного массового туризма.

Однако, как говорят туроператоры, сейчас спрос на внутренний организованный туризм упал на 20–25%. Многие отельеры в спешном порядке скидывают цены на 10–15%.

«Думаю, в целом для рынка внутреннего туризма это такой отрезвляющий душ, и он однозначно идет на пользу»,— говорит Сергей Толчин.

Деньги полюбили счет

Десять лет назад очень распространен был отдых в кредит — у банков были специальные программы, часто совместные с туроператорами. Во втором и третьем кварталах 2007 года прирост потребкредитов 200 крупнейших российских банков по рейтингу «Коммерсанта» составил 262 млрд и 276 млрд руб. соответственно.

С тех пор падали показатели как потребкредитования, так и выездного туризма. К более или менее сравнимому уровню прирост потребительских кредитов вернулся только во втором квартале 2017 года — 316 млрд руб. Правда, если 10 лет назад этот рост составлял 12,5% общего портфеля, то сегодня — лишь 3%.

«Сейчас, особенно в этом году, мы видим, что сформировался некий бюджет, который люди определяют на отдых»,— говорит Анна Подгорная. То есть люди не готовы тратить больше, чем запланировали.

Туризм с глубокой проработкой

Появилась и еще одна особенность, которая ранее не была характерна для россиян: место отдыха выбирается заранее. Как следует из анализа Ipsos Comcon, среди самостоятельных путешественников и тех, кто ездил за рубеж в прошлом году, купив тур, оказалось одинаковое число россиян, которым была важна страна пребывания (44% и тех и других опрошенных).

Это значит, что туристам, которые мечтают съездить в Испанию, будет все равно, сколько стоит отдых в Крыму или в Доминиканской Республике.

«Туристы, конечно, изменились. Они много читают о тех направлениях, куда собираются, и летят подготовленные, зная, что собой представляет тот или иной курорт, то или иное направление. Это значит, что турист правильно формирует свои ожидания. То есть, совершая поездку, люди прекрасно понимают, что они хотят там посмотреть, какая там атмосфера, чтобы потом не было неоправданных ожиданий»,— уверена Анна Подгорная.

Смещение в сторону семейного отдыха — это один из самых заметных трендов на туристическом рынке. Причем это относится ко всем видам путешествий — организованным и самостоятельным.

«Сейчас это становится традицией, нормой — отдых с семьей или большими компаниями. Все больше туристы отправляются на отдых семьями. И даже если мы говорим об экскурсионных турах, то и здесь мы видим четкий поворот в сторону семейных туров. Либо большой компанией. То есть предпочтения изменились с одиночного туризма на отдых семьей или большой компанией»,— говорит Подгорная.

Как считают туроператоры, это стало возможно благодаря тому, что в последние годы существенно улучшилась логистика и расширилась география путешествий. Если раньше полеты из регионов осуществлялись в основном через Москву и с какими-то стыковками, то сейчас лететь через Москву совершенно необязательно.

Благодаря этому, кстати, многие туристические направления за последние несколько лет окончательно перестали быть экзотикой, например Доминиканская Республика. Когда на это направление вышли крупные туроператоры, сначала это стало доступной опцией, а потом и вовсе перестало быть экзотикой.

МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное