Не до жиру
Финансовый кризис добрался до реального сектора. Сегодня вместо вопроса, как приумножить, руководители российских компаний озабочены вопросом, как сохранить. Среди реальных мер, принимаемых ими в этих непростых условиях -- кардинальное сокращение расходов, неприбыльных направлений, а в ряде случаев и сокращение персонала.
Александр Битаров, директор ОАО "ФСК "Новый город":
Если придется "затянуть пояса", то сделаем это за счет снижения класса строящегося жилья. Будем возводить дома эконом-класса, однако для этого придется перейти на иную, более дешевую технологию строительства. Покупателям в этом случае стоит забыть о чистовой отделке квартир; площади стандартных квартир станут существенно меньше; инженерные коммуникации в домах будут не из меди, а из других, более дешевых металлов.
Произойдет это не в одночасье, поскольку нужно еще разработать новые проекты жилых комплексов эконом-класса. На сегодняшний день мы ["Новый город"] приняли решение заморозить треть будущих новостроек. Дома, строительство которых уже ведется, будут достроены. А вот возведение около 20 тысяч запланированных квадратных метров придется отложить на неопределенный срок.
За счет сотрудников издержки не сокращаем: пока не уволен ни один специалист компании.
Наталья Сипатина, директор ООО "ЖСК "ВостСибСтрой":
Компания отложит строительство 30 блок-секций (для сравнения, на данный момент ООО "ВостСибСтрой" выставил на продажу квартиры в 34 блок-секциях, -- прим.СИА). Все объекты, строительство которых началось, будут достроены.
Иван Степанов, начальник отдела организации продаж розничных продуктов ИФ ОАО "УРАЛСИБ":
В первую очередь банк урезал все расходы на мероприятия, отдача от которых происходит не сразу -- тренинги, семинары, мероприятия по обучению персонала. Кроме того, нам, как и другим банкам, не удалось избежать сокращения персонала. В нашем банке это коснулось в основном сотрудников тех подразделений, которые не занимаются продажей продуктов банка, а обеспечивают работу филиалов внутри сети банка. Прежде штат одного такого департамента мог достигать 50 человек, сейчас численность каждого из них уменьшена как минимум в 2 раза.
Сергей Штырев, заместитель директора ООО "Восточно-Сибирский завод ЖБК":
Завод уже столкнулся со снижением стоимости продукции и спроса на нее. В черный список сокращения в первую очередь попали расходы на рекламу и продвижение товара. Также мы вынуждены сокращать зарплату нашим сотрудникам.
Владислав Лачкарев, директор ОАО ПО "Иркутский завод тяжелого машиностроения":
Наверное, я не скажу ничего нового: мы действуем также, как и остальные производственники. Сокращаем косвенные расходы -- на проведение праздников, обучение и командировки персонала. Штат сотрудников не сокращаем, однако и зарплату не повышаем, хотя планировали. Расходы на маркетинг и рекламу сильно урезали, оставили только самое необходимое -- размещение в каталогах и прочее. Сейчас вся надежда на активность коммерческого отдела, они ищут новые каналы сбыта.
Если раньше были случаи работы с покупателями без аванса или по устной договоренности, то сейчас это исключено -- поставки производим только после подписания договора и авансового платежа. К слову, работы по сокращению дебиторской задолженности прибавилось, привлекаем даже коллекторские агентства.
Также заморожена большая часть инвестиционных проектов. К примеру, в областном бюджете урезано финансирование инновационного проекта по модернизации литейного цеха завода.
Сергей Шаповалов, технический директор ОАО "Мясокомбинат "Иркутский":
Мы еще не почувствовали на себе "дыхание кризиса". Вот недавно купили в цех немецкое оборудование. В этом году также увеличили объем закупки сырья у местного населения. Не секрет, что в Китае покупать мясо выходит дешевле, но в ущерб качеству. Так вот в 2008 году мясокомбинат вдвое увеличил объемы закупки мяса у иркутских производителей. (Собеседник не уточнил текущее соотношение импортного и местного сырья в производстве комбината, -- прим.СИА).
Тем не менее, как и в докризисные времена, мы испытываем проблемы с реализацией готовой продукции. Уверен, что комбинат может существенно увеличить текущие объемы, однако сейчас особенно тяжело искать новые рынки сбыта.
Сергей Ломов, директор ООО "Авто Джапан" (продажа и аренда автотранспорта):
Продажи авто на заказ в октябре-ноябре упали на 20-30%. Основная причина, вероятно, в том, что клиенты, не имея возможности взять кредит, отказались от намерения купить машину. Несмотря на это, мы пока не стали что-либо менять в работе компании: не увеличили расходы на рекламу и не сокращаем штат. Выживаем пока за счет побочного направления -- предоставление услуг автотранспорта.
Здесь неожиданно для нас спрос увеличился. В основном со стороны строительных компаний: арендуют спецтехнику и техперсонал. Среди клиентов -- как застройщики жилья, так и компании, ориентированные на промышленное строительство. Однако мы пока не собираемся увеличивать объемы техники, предназначенной для сдачи в аренду. Нужно удостовериться, что спрос не окажется кратковременным, строительная отрасль все же переживает нелегкие времена.