Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Не до жиру

Не до жиру

Финансовый кризис добрался до реального сектора. Сегодня вместо вопроса, как приумножить, руководители российских компаний озабочены вопросом, как сохранить. Среди реальных мер, принимаемых ими в этих непростых условиях -- кардинальное сокращение расходов, неприбыльных направлений, а в ряде случаев и сокращение персонала.

Александр Битаров, директор ОАО "ФСК "Новый город":

Если придется "затянуть пояса", то сделаем это за счет снижения класса строящегося жилья. Будем возводить дома эконом-класса, однако для этого придется перейти на иную, более дешевую технологию строительства. Покупателям в этом случае стоит забыть о чистовой отделке квартир; площади стандартных квартир станут существенно меньше; инженерные коммуникации в домах будут не из меди, а из других, более дешевых металлов.

Произойдет это не в одночасье, поскольку нужно еще разработать новые проекты жилых комплексов эконом-класса. На сегодняшний день мы ["Новый город"] приняли решение заморозить треть будущих новостроек. Дома, строительство которых уже ведется, будут достроены. А вот возведение около 20 тысяч запланированных квадратных метров придется отложить на неопределенный срок.

За счет сотрудников издержки не сокращаем: пока не уволен ни один специалист компании.

Наталья Сипатина, директор ООО "ЖСК "ВостСибСтрой":

Компания отложит строительство 30 блок-секций (для сравнения, на данный момент ООО "ВостСибСтрой" выставил на продажу квартиры в 34 блок-секциях, -- прим.СИА). Все объекты, строительство которых началось, будут достроены.

Иван Степанов, начальник отдела организации продаж розничных продуктов ИФ ОАО "УРАЛСИБ":

В первую очередь банк урезал все расходы на мероприятия, отдача от которых происходит не сразу -- тренинги, семинары, мероприятия по обучению персонала. Кроме того, нам, как и другим банкам, не удалось избежать сокращения персонала. В нашем банке это коснулось в основном сотрудников тех подразделений, которые не занимаются продажей продуктов банка, а обеспечивают работу филиалов внутри сети банка. Прежде штат одного такого департамента мог достигать 50 человек, сейчас численность каждого из них уменьшена как минимум в 2 раза.

Сергей Штырев, заместитель директора ООО "Восточно-Сибирский завод ЖБК":

Завод уже столкнулся со снижением стоимости продукции и спроса на нее. В черный список сокращения в первую очередь попали расходы на рекламу и продвижение товара. Также мы вынуждены сокращать зарплату нашим сотрудникам.

Владислав Лачкарев, директор ОАО ПО "Иркутский завод тяжелого машиностроения":

Наверное, я не скажу ничего нового: мы действуем также, как и остальные производственники. Сокращаем косвенные расходы -- на проведение праздников, обучение и командировки персонала. Штат сотрудников не сокращаем, однако и зарплату не повышаем, хотя планировали. Расходы на маркетинг и рекламу сильно урезали, оставили только самое необходимое -- размещение в каталогах и прочее. Сейчас вся надежда на активность коммерческого отдела, они ищут новые каналы сбыта.

Если раньше были случаи работы с покупателями без аванса или по устной договоренности, то сейчас это исключено -- поставки производим только после подписания договора и авансового платежа. К слову, работы по сокращению дебиторской задолженности прибавилось, привлекаем даже коллекторские агентства.

Также заморожена большая часть инвестиционных проектов. К примеру, в областном бюджете урезано финансирование инновационного проекта по модернизации литейного цеха завода.

Сергей Шаповалов, технический директор ОАО "Мясокомбинат "Иркутский":

Мы еще не почувствовали на себе "дыхание кризиса". Вот недавно купили в цех немецкое оборудование. В этом году также увеличили объем закупки сырья у местного населения. Не секрет, что в Китае покупать мясо выходит дешевле, но в ущерб качеству. Так вот в 2008 году мясокомбинат вдвое увеличил объемы закупки мяса у иркутских производителей. (Собеседник не уточнил текущее соотношение импортного и местного сырья в производстве комбината, -- прим.СИА).

Тем не менее, как и в докризисные времена, мы испытываем проблемы с реализацией готовой продукции. Уверен, что комбинат может существенно увеличить текущие объемы, однако сейчас особенно тяжело искать новые рынки сбыта.

Сергей Ломов, директор ООО "Авто Джапан" (продажа и аренда автотранспорта):

Продажи авто на заказ в октябре-ноябре упали на 20-30%. Основная причина, вероятно, в том, что клиенты, не имея возможности взять кредит, отказались от намерения купить машину. Несмотря на это, мы пока не стали что-либо менять в работе компании: не увеличили расходы на рекламу и не сокращаем штат. Выживаем пока за счет побочного направления -- предоставление услуг автотранспорта.

Здесь неожиданно для нас спрос увеличился. В основном со стороны строительных компаний: арендуют спецтехнику и техперсонал. Среди клиентов -- как застройщики жилья, так и компании, ориентированные на промышленное строительство. Однако мы пока не собираемся увеличивать объемы техники, предназначенной для сдачи в аренду. Нужно удостовериться, что спрос не окажется кратковременным, строительная отрасль все же переживает нелегкие времена.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное