Новости / Экономика

Госкомпании формируют подразделения по работе с малым и средним бизнесом

3 сентября 2013г. в конференц-зале Правительства Москвы состоялось совещание «О ходе и перспективах реализации мероприятий дорожной карты «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» под руководством директора направления «Новый бизнес» АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) Артема Аветисяна.

В совещании приняли участие более 80 представителей бизнеса, министерств и ведомств, экспертов.

Открывая совещание, Артем Аветисян отметил, что цели обсуждаемой дорожной карты весьма амбициозны: ее реализация позволит малому и среднему бизнесу расширить долю своего участия в закупках инфраструктурных монополий и компаний с госучастием с 10% до 25%. Он также подчеркнул, что итоги мониторинга выполнения дорожной карты, осуществляемого АСИ, Клубом лидеров и другими организациями,  систематически направляются президенту РФ Владимиру Путину.

«Нам очень важно  обеспечить стимулирование менеджмента заказчиков для активного привлечения малого и среднего предпринимательства к закупкам, но при этом  реализация мероприятий дорожной карты не должна создавать условий, при которых заказчики будут вынуждены осуществлять у них закупки более дорогой и менее качественной продукции, работ или услуг», - подчеркнул Артем Аветисян.

Председатель совета директоров ОАО «Тверьстеклопластик», руководитель рабочей группы АСИ по разработке дорожной карты, член Клуба лидеров Сергей Фахретдинов в своем докладе сообщил, что Министерством экономического развития в соответствии с пунктами дорожной карты был подготовлен  и направлен в аппарат правительства пакет директив. По отдельным пунктам дорожной карты были созданы ведомственные рабочие группы. Целый ряд предписаний по взаимодействию с малым и средним бизнесом уже выполнен. Кроме этого, разработаны программы партнерства между инфраструктурными монополиями и госкомпаниями, которые будут в ближайшее время опробованы на нескольких примерах.

Как рассказал Сергей Фахретдинов, совместно с Минэкономразвития подготовлен проект правительственных директив по основным вопросам:
- создание в структуре компаний с госучастием и инфраструктурных монополий совещательных органов, осуществляющих функции общественного аудита проводимых закупок;
- внесение принципиальных изменений в положения о закупках заказчиков, устанавливающих регламентирующие сроки возврата обеспечения заявки и подписания договора с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) с момента подведения итогов закупки;
- предоставление заказчиком права выбора субъектам МСП условий обеспечения заявки между банковской гарантией и денежным обеспечением, а также возможность обеспечения переуступки прав требования по договорам субъектов малого и среднего предпринимательства с заказчиками в пользу финансово-кредитных учреждений (факторинг) и прочие пункты дорожной карты в части стимулирования менеджмента заказчиков и установления показателей инновационного развития.

Также ведется активная работа по разработке приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства». Документ будет регулировать взаимные обязательства МСП и заказчиков и выстраивать эффективное партнерство.

По словам директора департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития России Кирилла Степанова, хороший пример взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственными компаниями можно найти в сфере транспорта. В настоящее время спрос на инновационные продукты в этой отрасли растет, и доля малого и среднего бизнеса в закупках постоянно расширяется.

В докладе генерального директора ООО «Автодор-Закупки» Александра Соколова было отмечено, что компания «Автодор» уже приступила к реализации дорожной карты, разработав критерии для различных видов закупок. Также внутри компании создан совещательный орган, который будет следить за их эффективностью. Если опыт взаимодействия «Автодора» с малым и средним бизнесом будет признан успешным, компания готова предоставить свои соображения в Правительство РФ в форме рекомендаций.

Директор по закупкам «Росатома» Роман Зимонас, в свою очередь, сообщил, что в структуре «Росатома» также формируется специальный отдел по связям с малым и средним бизнесом. По его словам, в 2013г. более 11% поставок для компании было осуществлено с помощью малого и среднего бизнеса. Однако нарастить данный показатель будет проблематично – «Росатом» работает в сфере, где многие технологии и продукты являются государственной тайной. Также одной из важных проблем, по его словам, является то, что метод осуществления закупок в электронной форме не предусмотрен в ФЗ 223.

На это же обратил внимание и Начальник Отдела маркетинговых коммуникацийООО ВТБ Факторинг Александр Чекрыгин. Он отметил, что необходимость участия в большом количестве тендеров, подготовка тендерной документации - это существенная нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса. Доступ к заказчику - также не систематизированная и сложная сфера, и сегодня необходимо думать о разработке систем обучения бизнеса.

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (www.asi.ru)  создана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 17 мая 2011 г. № ВП-П16-3168 (пункт 15) и от 27 мая 2011 г. № ВП-П13-3511.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № 1393-р принято решение об учреждении Агентства, утвержден устав Агентства и состав его наблюдательного совета. Органами управления Агентства утверждены наблюдательный совет (коллегиальный высший орган), дирекция (коллегиальный исполнительный орган), генеральный директор (единоличный исполнительный орган).

Агентство оказывает поддержку коммерческим, социальным и инфраструктурным проектам в части преодоления административных барьеров, привлечения софинансирования (через финансовые институты и институты развития) и содействия регионам РФ в тиражировании лучших практик.

Отдельное направление - организация работы по предпринимательским инициативам, направленным на улучшение инвестиционного климата (в рамках Национальной предпринимательской инициативы). В частности, подготовка предложений по совершенствованию систем таможенного и налогового регулирования, упрощению разрешительных, регистрационных и контрольно-надзорных процедур, поддержке экспорта и расширению спроса на продукцию российских компаний, а также обеспечению предпринимателей квалифицированными кадрами.
 


/ СИА /