Новости

Фейковые продажи. Российский авторынок падает гораздо быстрее, чем показывает статистика

Как выяснил “Ъ”, российский авторынок падает гораздо быстрее, чем показывает традиционная для отрасли статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По данным регистраций, в мае продажи снизились сразу на 18%. Расхождение доходит до 10% и не может объясняться сезонностью. Речь идет о так называемых желтых машинах, уже отраженных в отчетах о продажах, но оставшихся на складе. Их доля может составлять до 50% в зависимости от бренда. Дилеры говорят о постоянном падении спроса и ждут осложнения ситуации. Подмена реальных продаж бумажными вредит покупателю, так как сокращает срок гарантии на автомобиль и может привести к банкротству дилеров.

По данным о регистрациях автомобилей, оказавшихся в распоряжении “Ъ”, авторынок РФ в мае просел сразу на 18%, до 124,5 тыс. машин. При этом, согласно статистике АЕБ, автопродажи в мае упали всего на 6,7%, до 137,6 тыс. машин. Расхождение в данных составило почти 9,6%. Это в четыре раза превышает сезонность, говорится в обращении ассоциации дилеров Renault в «Рено Россия», что свидетельствует об «искусственности данных АЕБ».

Разница между данными АЕБ и регистраций может возникать из-за машин, которые покупают жители соседних стран, в первую очередь Казахстана и Белоруссии, говорит гендиректор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. Также возможной причиной он называет задержки автомобилей у перекупщиков.

Но источники “Ъ” на авторынке говорят, что уезжающих в соседние страны машин в последние годы стало крайне мало, а расхождение — это «желтые», то есть непроданные, автомобили, о которых уже отчитались перед АЕБ. Гендиректор челябинской ГК «Планета Авто» (дилер Cadillac, Chery, Hyundai, Volkswagen, УАЗ и др.) Андрей Кольцук подчеркивает, что такой практике более десяти лет. В сети дилеров Renault около 2,4 тыс. задекларированных автомобилей прошлых периодов, которые находятся на складах и создают допнагрузку, следует из обращения концерна.

Собеседники “Ъ” говорят, что пик «желтения» пришелся на март, когда японские бренды закрывали финансовый год, а остальные — квартал.

Планы автоконцернов в последние годы строятся так: «к показателю АЕБ прибавляется определенное значение, этот показатель проецируется как годовая цель для дилера», пояснил “Ъ” глава одного из крупных региональных дилеров, но в Renault, по его словам, с недавнего времени отталкиваются от данных по регистрации. В основном дилерам «добровольно-принудительно» спускают план, который нужно выполнять, «иначе они недополучат прибыль». Автомобиль физически остается у дилера, в связи с чем у каждого второго наблюдается «затоваривание», продолжает собеседник “Ъ”, доля фиктивных продаж в зависимости от бренда может составлять от 3–5% до 50%.

Дилеры вынуждены «желтить» в отчетах, подтверждает Михаил Чаплыгин, и доля таких машин составляет 10–20%. Импортеры отчитываются глобальным офисам, и им «тоже важно показывать позитив».

Источник “Ъ” объясняет, что планы концернов строились на более позитивном прогнозе: после двукратного роста в 2018 году на рынке не ожидали, что продажи уйдут в минус по итогам 2019 года. Другой собеседник “Ъ” говорит, что в деньгах, не в штуках рынок достиг уровня начала кризиса 2013–2014 годов. Результат даст только рост цен на автомобили, а на фоне снижения платежеспособного спроса падение продаж — логичный результат, считает он. В первом полугодии результаты еще как-то вытягивала программа господдержки, сейчас средства иссякли, количество кредитных сделок снижается, добавляет другой собеседник “Ъ”, снижение ставки рефинансирования — позитивный сигнал для рынка, но этого недостаточно.

В период кризиса на авторынке на фейковых продажах дилеры зарабатывают меньше, чем на реальных, поэтому многие не хотят работать по этой схеме, говорит Денис Петрунин. Глава «Авилон. Jeep & Chrysler» Олег Сережников отмечает, что на такие автомобили, как правило, не распространяются новые акции и меры поддержки от импортера. Андрей Кольцук говорит, что нередко идет слив таких автомобилей даже в убыток или перепродажа серым рисковым дилерам. Сливы обусловлены тем, что сток генерирует дилеру убытки, так как финансируется за счет кредитных средств, поясняет источник “Ъ”.

Господин Кольцук не исключает, что в случае кризиса серые схемы могут привести к банкротству дилеров. «Слабое звено будет выпадать из бизнеса, в 1998, 2008 и 2014–2015 годах мы наблюдали такие ситуации»,— говорит он. Это подтверждают и другие собеседники “Ъ”. Если дилеры разоряются и закрываются, это не волнует автопроизводителей, так как место на рынке тут же занимают новые игроки, говорит источник “Ъ” среди дилеров.

Ольга Никитина; Анна Перова, Краснодар; Карина Кальярова, Челябинск; Наталья Павлова, Уфа; Сабрина Самедова, Самара


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/