Новости

Здоровый образ тары. Чем грозит производителям пластиковых пакетов новая политика торговых сетей

Один из последних трендов в российской рознице — отказ от использования одноразовых пластиковых пакетов. В борьбе за потребителя, который стал предъявлять жесткие требования к соблюдению экологических стандартов, ритейл уже почти полностью отказался от выдачи бесплатных полиэтиленовых сумок на кассах и продвигает альтернативную упаковку. Производители пластиковых пакетов, объем рынка которых превышает 60 млрд руб. в год, уже ощутили падение спроса и опасаются потерять до половины бизнеса. Выход они видят в первую очередь в развитии утилизации пластика в стране и более активном использовании вторичного сырья.

По подсчетам ООН, ежегодно в мире появляется более 300 млн тонн пластиковых отходов. Экологи связывают проблему прежде всего с распространением различных видов одноразовой пластиковой упаковки, включая пакеты и пищевые пленки. Как отмечают в российском отделении «Гринписа», виноваты в этом в том числе и торговые сети. Благодаря широкому набору упакованных продуктов и категории FMCG — товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью — пластик встречается в каждом отделе обычного супермаркета, отмечают в организации. Главной причиной роста числа подобных отходов считается распространение одноразовых пластиковых пакетов.

Хотя российские торговые сети признают, что пока не могут полностью отказаться от этого вида упаковки, они начали постепенно сокращать ее использование. Так, сегодня почти все крупные игроки перестали выдавать на кассе бесплатный полиэтилен и все активнее предлагают альтернативы.

Покупатель нацелился на авоську

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров связывает стремление российского ритейла снижать оборот пластиковых пакетов с изменением запросов покупателей. Российские потребители демонстрируют нацеленность на здоровый образ жизни и с большим вниманием относятся к социальной и экологической ответственности торговых сетей, поясняет он.

В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») говорят, что не раздают бесплатно пластиковые пакеты на кассе в магазинах, что позволяет снижать объем потребления одноразовой упаковки. В результате, по словам представителя компании, в 2018 году только каждая четвертая покупка товаров сопровождалась покупкой одноразового пакета.

«Магнит» также отмечает снижение потребления полиэтиленовых пакетов в своих торговых точках и предлагает покупателю многоразовые сумки и бумажные пакеты. В сети Globus рассказали, что продажи пластиковых пакетов второй год подряд падают на 5–10%. В «Ленте» также спрос на альтернативу пластиковым пакетам растет, но «незначительно».

Тем не менее в вопросе борьбы с пластиком Россия все еще существенно отстает от западных стран. К примеру, сеть Countdown из Новой Зеландии (управляет около 180 супермаркетами) полностью отказалась от использования пластиковых пакетов. Немецкая сеть Edeka отказалась от пластиковой упаковки органических фруктов и овощей, британская Iceland начала продавать на развес овощи и фрукты дешевле, чем упакованные, и обещает к 2023 году убрать пластиковую упаковку из всех товаров под собственным брендом.

Полимеры не сдаются

Ситуация выглядит угрожающей для производителей пластиковой упаковки. Однако, несмотря на инициативы ритейлеров и настроение покупателей, пока масштабного обвала на их рынке не наблюдается.

Директор новосибирского ООО «Нео-Пак» (по собственным данным, в 2016 году выпустило около 65 млн пакетов) Александр Ладан отмечает, что точных данных по объему продаж в России пластиковых пакетов нет. В целом, говорит он, в 2018 году объем производства пластиковой тары и упаковки в стране вырос примерно на 6,9%, до 110 млрд штук.

По оценкам опрошенных “Ъ” участников рынка, объем производства всех пластиковых мешков и сумок, включая одноразовые пакеты, в России в 2018 году может быть на уровне 41,7 млрд штук. Исходя из средней цены 1,5 руб. за штуку, оборот рынка можно оценить примерно в 62,55 млрд руб.

Торговые сети также неохотно раскрывают число закупаемых пакетов и конкретных поставщиков. Во «Вкусвилле» сообщили “Ъ”, что приобретают около 5 млн пакетов в месяц в равных долях у подмосковных ООО «ПК "Пластмаркет"» и ООО «Пак Групп».

Среди производителей пластиковых пакетов есть и известные имена. Одним из поставщиков этого товара для магазинов «Магнит» сегодня выступает краснодарское ООО «Пластиктрейд», входящее в Constell Group основателя «Магнита» Сергея Галицкого.

По данным Constell Group, предприятие оснащено 45 линиями по производству шести видов пакетов. Согласно Kartoteka.ru, в 2017 году выручка «Пластиктрейда» снизилась на 13,3%, до 2,9 млрд руб., чистая прибыль увеличилась более чем в 13 раз, до 258,2 млн руб. год к году. В «Магните» уточнили, что сотрудничают с несколькими российскими компаниями по поставке пакетов, а объемов закупок достаточен для нужд сети.

Сети снимают майки

Представитель сети Globus признает, что полностью отказаться от пластиковых пакетов сегодня компания пока не может. В российских сетях пластиковый пакет все еще самый продаваемый товар в натуральном выражении, говорит Михаил Бурмистров. По его словам, полный переход на многоразовые сумки, которые покупают существенно реже одноразовых пакетов, может грозить сетям не только падением продаж, но и ростом издержек на хранение такой упаковки.

Как отмечает, управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк, стоимость бумажных или текстильных пакетов в среднем втрое выше полиэтиленовых, что особенно актуально учитывать на фоне падения реальных доходов населения.

По оценкам экспертов, потребление пластиковых пакетов в России в 2017–2018 годах сократилось примерно на 6%.

Тенденция отказа сетей от такой упаковки затрагивает, как правило, тонкие пакеты типа «майка», уточняет коммерческий директор нижегородского АО «ТИКО-Пластик» Елена Лощилова. По ее словам, компания прекратила производство таких пакетов еще в 2015 году и с тех пор развивается за счет новых направлений и каналов продаж.

При этом непосредственные участники рынка — как производители гибкой упаковки, так и производители товаров FMCG — понимают преимущества гибкой полимерной упаковки, ее функциональные возможности в части сохранения продуктов и предотвращения увеличения пищевых отходов, подчеркивает она.

Анатолий Костырев, Алексей Полухин, Никита Щуренков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (166)