Новости

«Гражданин не должен ходить по инстанциям и собирать документы». Как бизнес и система соцзащиты переходят на «цифру»

«Цифровые технологии в госуправлении и на промышленных предприятиях – это нечто отличное от привычных физлицам электронных сервисов, – говорит Яна Соболь, управляющий Иркутским РО Фонда социального страхования. – Это совершенно иной формат, предполагающий кардинальное изменение жизни человека, потому что затрагивает и здравоохранение, и ЖКХ, и сферу безопасности». Как новейшие технологии внедряет крупный бизнес Приангарья? Какие цифровые сервисы разрабатывают государственные учреждения? С какой реакцией бизнеса на нововведения сталкиваются соседние регионы? Об этом и многом другом шла речь на Партнерской площадке Фонда социального страхования в рамках Байкальского международного форума партнеров.

«Мы переходим на проактивный режим» 

Михаил Барбазюк, заместитель Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации:

– В рамках своей трехлетней стратегии Фонд видит 26 основных направлений, по которым будет двигаться. Прежде всего мы говорим о переходе на проактивный режим. В рамках форума МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения) переход на проактивный режим был обозначен как основной вектор движения всех систем социальной защиты, социального обеспечения на ближайшее десятилетие.

Суть этого подхода в том, чтобы перейти от заявительного принципа, когда гражданин должен ходить по инстанциям и собирать документы к тому, чтобы представитель системы социального обеспечения, обладая огромным массивом данных сам определял, какой пакет услуг необходим гражданину, исходя из его жизненной ситуации. 

Второй глобальный вектор – это переход в онлайн-режим, когда гражданин с помощью одного клика может получить ту или иную услугу.

«Бухгалтерский учет будет централизован» 

Мария Малышева, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области:

– Одно из новых направлений деятельности Федерального казначейства, которое сегодня находится в процессе реализации и связано с цифровой трансформацией – это трансформация бухгалтерского учета. Речь идет о его централизации. Пока мы говорим про участников бюджетного процесса федерального уровня. К концу 2021 года этот процесс охватит более 1500 организаций по стране. Централизованный бухгалтерский учет позволит обеспечить прозрачную картину активов государства, единую методологию и использование единой аналитики. Все это приведет к сокращению затрат на сопровождение и поддержку систем учета. Новый сервис реализуется через облако, с защищенным доступом к нему участников процесса. 

«Мы не можем остаться в стороне, видя как государство наращивает скорость предоставления услуг» 

Олег Причко, генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго»:

– Все мы помним расхожую фразу «Все болезни от нервов». Еще недавно скорость, с которой госструктуры оказывали услуги, приводили к массовому нарушению психологического здоровья как юрлиц, так и граждан. Такие же состояния вызывали и взаимоотношения с крупнейшими компаниями в силу скорости процессов, которые там происходили. Мы, наверно, не исключение, потому что с нами взаимодействуют все без исключения юридические и физические лица. 

Будучи крупнейшей энергетической компанией страны, мы, безусловно, не можем остаться в стороне, видя как государство стремительно наращивает скорость предоставления услуг. Безусловно у нас, как у компании, имеющей полтора десятка филиалов и свыше сорока четырех дочерних независимых обществ по всей стране и за рубежом, все процессы цифровизации бухгалтерии, казначейства и технической документации, не отстают от времени. Кроме того, мы плотно работаем над развитием электронных сервисов, одна из задач которых – сохранение психофизиологического здоровья наших партнеров: как для юридических, так и физических лиц. 

«70 % юрлиц не пользуются электронными сервисами»

Алексей Хвостов, директор Иркутской энергосбытовой компании:

– Наши цели с точки зрения цифровизации довольно прагматичны: те наши потребители, которые присутствуют в онлайн-пространстве, тратят гораздо меньше нашего времени и наших трудовых ресурсов, они более дисциплинированы в части передачи показаний счетчиков и, самое существенное для нас, – они гораздо лучше платят, чем те потребители, которые онлайн-сервисами не пользуются. Это объясняет, почему мы идем в онлайн-пространство. 

Удивительно, но 70 % юрлиц вообще не пользуются никакими нашими электронными сервисами. Они предпочитают бумажные счета и доставку через курьеров. Лишь 14 % клиентов-юрлиц пользуются ЭДО. Это примерно в два раза ниже, чем электронный документооборот, который идет от физлиц. Видимо, путь принятия решения у физлиц короче, чем у юрлиц. 

Куда мы смотрим дальше. Во-первых, в сторону количественного развития сервисов. Пытаемся работать с BigData, ищем корреляцию, пытаемся предсказать увеличение и снижение потребления энергии, а также вероятность того, что потребитель может зайти в зону неплатежей. 

«Создали робота, который может сам обзванивать клиентов»

Никита Золотарев, директор управления транзакционного бизнеса Байкальского банка ПАО Сбербанк:

– Сбербанк трансформирует бизнес, уходя от модели классического провайдера финансовых услуг и переходя к модели глобальной экосистемы. На базе единой платформы мы объединяем партнеров банка, оказывающих как финансовые, так и нефинансовые услуги. Часть системы – наши дочерние предприятия, часть – независимые компании. 

Один из продуктов, о котором я хотел бы рассказать – это робот-оператор, созданный дочерней компанией Сбербанка на основе нашей внутренней потребности. Нам нужно было быстро совершать большое количество звонков клиентам и мы понимали, что без автоматизации процесса не обойтись. Создали робота, который может сам звонить, задавать вопросы и интерпретировать ответы. Технология построена на основе нейронных сетей. Эту разработку мы применяем как для работы с должниками, так и для подбора персонала, для первичной записи на собеседование. Возможно, робот-оператор будет полезен и вашему бизнесу. 

«Данные нужно визуализировать» 

Андрей Кантер, директор по инновациям и работе с учебными заведениями ООО Научно-производственная фирма «Форус»:

– Многие думают, что у них есть большие данные, но набор цифр – это не BigData. Сначала их нужно очистить от мусора, затем нарисовать, и лишь когда мы увидим визуализированные данные, мы сможем увидеть статистику, выбросы и на основании этого уже сможем принимать решение.

На управление, основанное на данных переходить немного страшно, но это – один из главных мировых трендов сейчас. За рубежом появилась уже новая профессия – CDO (Chief Digital Officer или Директор по цифровым технологиям, – ред.). Эти люди в ближайшие годы будут вступать в управленческие команды. 

«ИРНИТУ подготовит кадры» 

Сергей Бахвалов, заведующий кафедрой автоматизированных систем ФГБОУ ВО «ИРНИТУ»:

– Темпы цифровизации растут. На сегодня зарегистрировано порядка 22 тысяч стартапов, связанных именно с социальными сервисами, такими как «Кнопка жизни» или услугами сурдоперевода для слабослышащих. Каждый из таких сервисов имеет под собой технологическую платформу, то есть определенный набор информационных технологий, которые необходимо развивать. Для этого, в свою очередь, необходимы компетенции. ИРНИТУ, как партнер Фонда социального страхования может предложить подготовку кадров, обладающих требуемыми компетенциями. Также мы можем принимать непосредственное участие в реализации информационных проектов.

«Минтруда разрабатывает электронную трудовую книжку»

Андрей Лебедев, заместитель директора Департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации:

– Минтруда сейчас реализует четыре больших проекта: электронная трудовая книжка, электронный кадровый документооборот, комплексный суперсервис «Трудовые отношения онлайн» и переход на прямое взаимодействие с ФСС. 

Об электронной трудовой книжке, наверное, многие слышали. С 1 января 2020 года начинается эксперимент по автоматической передаче сведений о трудовой деятельности работников от работодателя в Пенсионный фонд. В течение 2020 года работники должны будут принять решение, хотят ли они параллельно вести трудовые книжки на бумажном носителе. Планируется, что масштабная реализация проекта начнется 1 января 2021 года.

Сервис «Трудовые отношения онлайн» призван помочь гражданину бесшовно пройти путь трудоустройства. В проект будет включен портал «Работа в России», вакансии HeadHunter. Трудовой договор с работником будет заключаться в электронном виде, а результаты оказания услуг сохранятся в цифровом профиле гражданина.

«Бухгалтерские службы с большой неохотой идут на нововведения»

Петр Ертанов, Президент Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия:

– С 1 июля 2017 года у нас началось внедрение проекта прямых выплат и связанный с ним электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). Торгово-промышленная палата Бурятии объединяет практически весь крупный бизнес региона, средних предпринимателей и часть малого бизнеса. 

Несмотря на то, что внедряя данную систему, компании в итоге значительно сокращают временные издержки, бухгалтерские службы с большой неохотой идут на нововведения. Это касается не только прямых выплат, но и внедрения системы ЭДО и других проектов цифровой экономики. Но благодаря активной позиции нашего Бурятского РО ФСС мы все-таки подтянули наших крупных игроков. 

«Прямые выплаты упрощают работодателям бюджетирование»

Владимир Голубков, управляющий Новосибирским региональным отделение Фонда социального страхования Российской Федерации:

– Прямые выплаты пособий работникам в Новосибирской области мы ведем с 2012 года. Зачетный механизм, который действует сейчас в Иркутской области, предполагает что все пособия выплачивает работодатель в счет уплаты взносов в ФСС. В случае превышения расходов над суммой уплаченных взносов работодатель обращается в ФСС для возмещения этих средств. При прямых выплатах все пособия выплачиваются Фондом напрямую работнику. Работодатель при этом оплачивает взносы в ФСС в размере 100 %.

Для работодателя система прямых выплат упрощает бюджетирование: вы закладываете в бюджет уплату взносов пропорционально зарплате, и забываете про переплаты. А застрахованные граждане получают гарантию социальных выплат и перестают быть привязанными к финансовому состоянию предприятия. 

Когда три года назад мы столкнулись с тем, что предприятие с двумя тысячами сотрудников попало под процедуру банкротства, Фонд за полгода выплатил пособий на 16 миллионов рублей. За 2018 год ФСС выплатил двадцать трем тысячам работников предприятий, которые попали под конкурсное наблюдение или под процедуру банкротства 219 миллионов рублей, практически предотвратив тем самым социальный взрыв.

Байкальский международный форум партнеров организован Торгово-промышленной палатой Восточной Сибири и приурочен к 45-летию организации. Спонсорами и партнерами БМФП выступили Банк ВТБ (ПАО), ООО «Иркутская нефтяная компания», АО «Саянскхимпласт», ГП «ЯНТА», АО «Фармасинтез», ООО «Газпром Добыча Иркутск», ООО «Байкал-Инком», отели и туроператоры, СМИ.

/ SIA.RU /
Материалы сюжета " Байкальский международный форум партнеров, 14-17 августа":
Все материалы сюжета (29)