В начале прошлой недели российский фондовый рынок вырос на 3,5% и достиг годовых максимумов, отыгрывая известия о запуске печатного станка в США. После чего, как и все остальные мировые рынки, замер в нерешительности. Пока финансисты всего мира решают, что делать с обещанными им $600 млрд, отечественным инвесторам следует быть наготове: если эти деньги пойдут на рынок акций, именно российские бумаги имеют шансы на наиболее быстрый рост.
Результаты заседания комитета по открытым рынкам ФРС США (FOMC), которые стали известны 3 ноября, стали одновременно ожидаемыми и неожиданными. Еще до заседания было ясно, что денег рынку, скорее всего, дадут. Неясно было сколько. После заседания впервые с начала года на рынке появилась некоторая определенность. Решение о дополнительном выкупе ФРС казначейских облигаций США на сумму $600 млрд в течение ближайших восьми месяцев привело к активным покупкам во всех классах активов.
Инвесторам в российские активы из-за длинных выходных пришлось отыгрывать эту новость позднее. Бурная реакция на решение ФРС США последовала не только от игроков, но и от финансовых властей целого ряда стран. Правда, не столь положительная. Шквал критики понесся как с Запада, так и с Востока. Так, министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле отметил, что "решения FOMC делают достижение разумного баланса между развитыми и развивающимися странами более сложным и подрывают доверие к США в сфере финансовой политики". "Нет логики в том, что американцы обвиняют Китай в манипулировании валютным курсом и затем с помощью печатного станка, который есть у их центрального банка, искусственно снижают стоимость доллара",-- процитировал немецкого министра журнал Der Spiegel.
Похожие замечания высказали и главы монетарных властей Франции и Бразилии. Но жестче всех отреагировал на новость Китай. Как заявил замминистра иностранных дел страны Куй Тянкай, "США должны дать нам какое-то объяснение своего решения о количественном ослаблении". Но словами дело не ограничилось: на минувшей неделе Китай повысил требования к обязательным резервам ряда своих банков -- это, очевидно, является попыткой Банка Китая ограничить приток спекулятивного капитала, чтобы избежать образования финансовых пузырей.
Не осталась в стороне и Россия. Замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин 6 ноября на встрече глав финансовых ведомств стран АТЭС в Киото заявил, что "последние валютные меры ФРС США, направленные на увеличение денежной массы, опасны в первую очередь для развивающихся экономик".
С утверждениями критиков о снижении в результате решения ФРС конкурентоспособности экспортеров развивающихся стран нельзя не согласиться. Однако влияние этого решения на динамику конкретных фондовых рынков может оказаться различным. Например, российским предприятиям, основная экспортная продукция которых -- сырье, удешевление доллара (и, соответственно, удорожание сырья) может быть вполне на руку. Кроме того, меры, принятые Китаем, могут ограничить рост местных акций, но одновременно -- привести к более значительному притоку капитала на другие развивающиеся рынки, в том числе на российский.
Зал ожидания
Но это далеко не единственный сценарий. $600 млрд, которые обещает напечатать ФРС, могут пойти не только на покупку акций, но и в другие сегменты рынка. И сколько достанется именно фондовому рынку -- пока вопрос.
Поэтому неудивительно, что эйфория от решения ФРС на развитых рынках довольно быстро прошла. Пока продолжают медленно расти лишь сырьевые рынки -- надо же куда-то деньги девать. В целом же мировая экономика демонстрирует "журавлиный шаг", как в пословице "Только одну ногу из болота вытянул -- другая увязла". Твердой почвы для роста нет. Соответственно, и инвесторы находятся в нерешительности.
По существу, сейчас они пытаются произвести оценку последствий решения ФРС. С одной стороны, $600 млрд -- внушительная сумма. С другой -- в ожидании решения ФРС о "количественном смягчении" рынок уже довольно значительно вырос (на 5,2% с начала октября, рост же с конца августа составил 13,3%). Если инвесторы в итоге сочтут, что вливания ФРС по своему эффекту для рынка акций потенциально перекрывают показанный рост, этот рынок уверенно пойдет вверх. В противном же случае нас, скорее всего, ждет коррекция.
Как показывает опыт 2009-2010 годов, взвешивать все "за" и "против" инвесторы будут от трех до пяти недель. Именно с таким лагом обычно устанавливался устойчивый тренд на рынках, выбранных инвесторами для освоения новой ликвидности в рамках американских госпрограмм.
Так что российским частным инвесторам следует немного подождать с принятием решения о покупке или продаже акций. Но при этом быть готовыми к тому, чтобы при первых признаках того, что новая американская ликвидность повернула на фондовый рынок, приступать к активным покупкам.
МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА, ПАВЕЛ ЧУВИЛЯЕВ, ПЕТР РУШАЙЛО

SIA.RU: Главное

