Чиновники осваивают сетевое пространство: одни — стараясь идти в ногу со временем, другие — следуя разнарядке сверхтехнологичного президента. Для многих представителей власти даже простое общение оказывается непосильной задачей. Несколько безнадежно отставших госслужащих до сих пор не попробовали ни одного из современных каналов связи. Таковы не слишком оптимистичные итоги мониторинга присутствия чиновников в популярных социальных сетях, проведенного «Ведомостями».
Редкий человек сейчас не знает, что такое блоги и социальные сети, и не завел себе страницу, если не в ЖЖ, так уж в «Одноклассниках» или «В контакте». А клиентская база Twitter и Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) и вовсе растет как на дрожжах. Но одно дело — обычные граждане, и совсем другое — обремененные государственной службой чиновники, не имеющие времени на пустые развлечения. Именно так звучит самый распространенный аргумент идущих против течения представителей власти, которые, правда, не готовы официально комментировать свое отсутствие в сети.
Традиционные еще год назад отговорки теперь выглядят нелепо. Причины две. Первая — пример самого президента Дмитрия Медведева, еще год назад настоятельно рекомендовавшего подчиненным осваивать современные технологии и вести онлайн дневники и на личном примере демонстрирующего, как это делать. Вторая — эффективность «забавы». Те, кто вкусил прелесть сетевых коммуникаций, поняли, насколько полезными в работе они могут быть. «Блог — это способ донести свои мысли до широкого круга людей, — делится губернатор Пермского края Олег Чиркунов, один из самых известных пользователей Livejournal. — При этом он позволяет больше вольностей, чем официальное интервью, и дает возможность фиксировать для себя хронологию своих мыслей». С помощью блога чиновники могут корректировать свой имидж и создавать положительный образ слуги народа, подчеркивает партнер консалтингового агентства «Социальные сети» Денис Терехов, а мониторинг комментариев читателей и оперативная реакция, которую видят все, заметно усиливают эффект.
Общительных чиновников пока не так много, но их ряды стремительно растут. Причем, разобравшись с одним интернет-сервисом, они спешат освоить другой. Среди самых продвинутых прежде всего молодежь — 35-летний губернатор Кировской области Никита Белых, 38-летний экс-замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов и 33-летний руководитель департамента по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка Минэкономразвития Александр Пироженко.
А с недавних пор завсегдатаи Livejournal освоили и другой популярный канал связи — Twitter. «Когда власть информационно открыта и публично говорит о всех своих действиях, в том числе и через блоги, очень легко отслеживать выполнение всех обещаний и заявлений» — так объясняет свою сетевую общительность в одном из постов в ЖЖ Никита Белых.
Для многих, впрочем, блоги так и остались формальностью. Такой подход скорее правило, чем исключение, утверждает Виктория Малина из Школы помощника руководителя при Национальной гильдии профессиональных консультантов, обучающая искусству ведения блогов и знакомая с многими сетевыми творениями высокопоставленных госслужащих. «С подачи Медведева присутствие чиновников в блогосфере растет, но их блоги в основном ведут PR-службы, — настаивает она. — Разница между авторскими, живыми репликами и сухими, написанными по заказу текстами с несколькими подставными вопросами и комментариями, очевидна даже неискушенному читателю». Лучше ничего не иметь, чем иметь мертвый блог, соглашается Терехов из «Социальных сетей». Впрочем, чиновникам невыгодно вести блоги по принятым в интернете правилам, добавляет Малина, — «из сети ничего не удаляется и при смене власти прошлые мысли могут быть не так истолкованы».
А вот аутсорсинг чиновничьих блогов в управление сторонним организациям, в начале года казавшийся многообещающим бизнесом, не прижился. Чиновники стараются использовать имеющиеся в штате ресурсы, утверждает Терехов. «Зачем выносить информацию из семьи? Ведь можно либо нанять нового сотрудника, либо обременить уже существующего дополнительными обязанностями, — рассуждает он. — К тому же с отменой губернаторских выборов политический консалтинг как бизнес выродился».
Но кто бы ни общался с интернет-сообществом от лица чиновника, большинство госслужащих все еще игнорируют сеть. Причины неучастия в блогосфере и соцсетях члены правительства не комментируют.
Елена Мязина
В подготовке материала участвовала Анна Шпынтова




SIA.RU: Главное