Новости

Бумага не стерпела. Крупнейшие книжные издательства меняют модели бизнеса

Новая модель
1 марта одно из крупнейших в мире англоязычных книжных издательств Random House перешло на так называемую агентскую модель продаж электронных книг в США. Она заключается в том, что издательство само будет устанавливать цены на электронные книги, а ритейлеры, которые будут выступать его агентами, получат право брать комиссию в размере 30% от стоимости продукции. "Мы вносим эти изменения... чтобы вступить в новые розничные отношения",-- говорится в опубликованном заявлении Random House. При этом издательство подчеркивает, что условия продажи традиционных книг остаются прежними. По словам исполнительного вице-президента Random House Стюарта Эпплбома, решение о переходе на агентскую модель было принято еще в декабре, все это время улаживались контрактные вопросы с ритейлерами (подробнее см. интервью).

Агентская модель продаж была введена американскими издательствами на волне обеспокоенности тем, что в борьбе за долю на рынке ритейлеры очень часто реализовывали электронные книги с большой скидкой. Эта модель получила широкое распространение не только в США, но и в Великобритании. Random House стало последним из шести крупнейших мировых книжных издательств, которые перешли на такую модель. Остальные -- Penguin, Harper-Collins, Simon & Schuster, Macmillan и Hachette Book Group -- сделали это еще в прошлом году, когда Apple выпустил iPad. Все они рассчитывают, что сотрудничество с Apple поможет значительно повысить продажи электронных книг и сможет составить серьезную конкуренцию не менее популярной платформе Kindle от Amazon. На следующий день после перехода Random House на агентскую модель и одновременно с выходом iPad 2 весь каталог электронных книг издательства, а это 17 тыс. книг, можно было приобрести на iBookStore.

Год электронной книги
Первые электронные книги появились еще в 1970-х годах, однако популярность они начали набирать в 2007 году, когда на рынке появились экраны с технологией "электронной бумаги" (технология, имитирующая обычный текст, напечатанный на бумаге). В это же время в США появилась платформа для чтения электронных книг Amazon Kindle, рыночная доля которой сейчас составляет порядка 50%. Правда, о перспективах рынка электронных книг заговорили еще десять лет назад. "Мы полагаем, что появление электронных книг окажет такое же сильное влияние на книжную индустрию, как появление мягкой обложки в 60-е годы",-- говорил тогдашний президент издательства Simon & Schuster Джек Романос.

И действительно, сегодня продажи большинства издательств растут благодаря именно электронным книгам. Так, в прошлом году выручка издательства Bloomsbury от продажи электронных книг выросла в 18 раз, до $2,3 млн,-- во многом благодаря американскому рынку. Рост продаж на 138% зафиксировало и Hachette Book Group, подразделение французской Lagardere Publishing. И снова большой спрос наблюдался в США: на эту страну пришлось 8% всей выручки издательства (в 2009 году приходилось 3%), тогда как на Великобританию -- всего 1%.

Эксперты Forrester Research полагают, что уже в этом году продажи электронных книг в США превысят $1 млрд. А по оценкам главного аналитика компании Джеймса Маккиви, к 2015 году составят $3 млрд, "даже если не будет "электронной бумаги" и если издатели не будут экспериментировать с подпиской на книги". Элисон Кейзи из Futuresource Consulting полагает, что к 2014 году на британский рынок электронных книг будет приходиться 13% мировых продаж. Мнение экспертов разделяют и издательства. "Учитывая быстрый рост продаж устройств для чтения электронных книг... очевидно, что 2011 год станет годом электронной книги",-- заявил в конце февраля гендиректор Bloomsbury Найджел Ньютон.

Популярность электронных книг объясняется не только удобством (небольшой вес, наличие целого каталога книг и простота скачивания), но и ценой. Эксперт американской консалтинговой компании Consumer Centric Consulting (в числе клиентов такие компании, как Nike, T. J. Maxx) Роберт Энтолл указывает, что стоимость бестселлера в США колеблется от $25 до $40, тогда как большинство электронных книг доступны в пределах $10. "Цена -- основной фактор того, что потребители приобретают все больше электронных книг",-- уверен Роберт Энтолл.

Хочешь книгу -- иди в бутик
Приспособиться к новым условиям рынка удается далеко не всем. В середине января заявление о защите от кредиторов подала книжная сеть Borders, работавшая на рынке более 40 лет. Компания стала убыточной в 2007 году, а через два года руководство закрыло около 200 магазинов.

Впрочем, некоторые игроки достаточно успешно адаптируются к новым правилам. Издательства не только переходят на агентскую модель, но и активно сотрудничают с непрофильными магазинами, которые все чаще включают книги в свой ассортимент товаров. Яркий пример -- сеть бутиков дорогой одежды и аксессуаров в Лос-Анджелесе Kitson. Большая часть выручки компании приходится не на одежду и обувь, а на книги. По оценкам владельца Фрейзера Росса, в прошлом году Kitson продала 100 тыс. книг, а это в два раза больше, чем в 2009 году. Рост таких продаж отмечают и издательства.

У нас
Динамика рынка книжных продаж в России второй год подряд остается отрицательной. По оценкам издательства "Эксмо", в 2010 году весь книжный рынок России сократился до 56,3 млрд руб. по сравнению с 62,3 млрд годом ранее. Снижение покупательской активности уже почувствовали на себе книжные сети. Так, крупнейшая в стране сеть "Топ-книга" (магазины под брендами "Книгомир", "Лас-Книгас" и др.) сократила число своих магазинов с 604 в конце 2008 года до 462 к октябрю 2010-го.

Электронными продажами "Топ-книга" пока не занимается, зато на этот рынок давно вышли два крупнейших по тиражам и оборотам российских книжных издательства -- "Эксмо" и АСТ. АСТ начало с продажи аудиоспектаклей на CD в 2005 году -- для этого была создана специальная дочерняя компания "Аудиокнига". В 2009 она же начала развивать и интернет-магазин Elkniga.ru.

По данным АСТ, уровень легальных продаж электронных книг в России не превышает $600-800 тыс. в год. При этом не менее 95% закачек в рунете приходятся на пиратскую продукцию, объем которой в деньгах составляет около $7-8 млн в год. Рынок легальных электронных книг, испытывавший рост благодаря запуску новых проектов в 2008-2009 годах, начал стагнировать в 2010-м и может продемонстрировать падение уже в 2011-м, считает господин Бартенев.

Тамила Джоджуа, Павел Белавин

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное