Новости

Бюджетное послание известно кому. Решение главного вопроса -- как и кто будет компенсировать снижение соцплатежей с 34 до 30% -- президент опять "перебросил" в Белый дом, который уже объявил, что частично оплатит налоговые послабления крупный бизнес

Теоретически бюджетное послание президента, которое вчера было представлено на совещании с премьер-министром и членами правительства, должно ответить на главный конфликтный вопрос бюджета 2012-2014 годов: где взять деньги на покрытие дефицита Пенсионного фонда, растущего из-за принятого Дмитрием Медведевым в июне 2011 года решения снизить ставки страховых взносов с действующих 34 до 30% (обычная ставка на 2012-2013 годы) и до 20% (производственный и инновационный малый бизнес, некоммерческие организации). 23 июня Владимир Путин признал, что Белый дом решения не имеет,-- как уже писал "Ъ", в правительстве было решено представить Дмитрию Медведеву как инициатору "налоговых поблажек" выбор нескольких вариантов, которые он и должен был зафиксировать в послании.

Этого вчера и не произошло. Президент представил премьер-министру и правительству письменную версию послания, зачитав из него выдержки и сопроводив их минимальным, но содержательным комментарием, из которого следует: в ловушку Белого дома Кремль не пойдет. "Будут снижены ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" -- это все, что указано на этот счет в бумажной версии. "У нас есть источники для компенсации выпадающих доходов. Есть возможности получить дополнительные средства в результате распоряжения федеральным имуществом, то есть приватизации, есть нефтегазовые доходы, есть резервы, возможны, наконец, другие источники. В каком соотношении использовать эти источники, правительство должно само определиться в ходе бюджетного процесса. Это мое поручение" -- этими словами Дмитрий Медведев вновь вернул в Белый дом всю ответственность за свое решение.

Помощник президента Аркадий Дворкович по итогам совещания пояснил: бюджетное послание не готовилось как предвыборное, его приоритеты "не зависят" от итогов президентских выборов в 2012 году, и сам Владимир Путин, по словам господина Дворковича, после речи Дмитрия Медведева подчеркнул, что все пункты послания должны быть "безусловно выполнены". Кроме того, по словам помощника главы государства, администрация президента не ставила себе целью "совершать революции" бюджетным посланием и лишь расставила в нем "акценты и решения по отдельным вопросам".

Устной критики президента Медведева удостоились нежелание Владимира Путина фиксировать в Бюджетном кодексе ответственность за нарушение бюджетного законодательства ("Задача внести в Государственную думу соответствующий законопроект была поставлена еще в 2008 году, но она до сих пор не выполнена. И нет нормальной ответственности",-- констатировал президент), июньский премьерский компромисс по налогам "Газпрома" ("... необходимо продолжить повышение налоговой нагрузки на газовую отрасль" -- письменный текст послания), внутриправительственная полемика по приватизации госкомпаний. По последнему вопросу Дмитрий Медведев впервые официально зафиксировал позицию: "В приватизируемых госкомпаниях доля государственного участия должна быть снижена до уровня ниже контрольного или вообще вплоть до отказа от такого участия".

Это прямое указание того, что в Кремле ожидают увидеть 1 августа в исправленном списке приватизации на 2011-2015 годы.

Наконец, Дмитрий Медведев попытался решить за премьер-министра несколько ключевых конфликтов внутри Белого дома, которые Владимир Путин обходил много месяцев. Так, президент потребовал с 2015 года формально ограничить объем дефицита федерального бюджета и использования нефтегазовых доходов.

Примечательно, что часть IV бюджетного послания озаглавлена именно как "Основные направления налоговой политики" -- по сути, это претензия Кремля на то, что основной бюджетный документ Минфина будет, по крайней мере частично, писаться в администрации президента.

Так, де-факто в вину ведомству поставлено ограничение "перспектив экономического роста" решением по повышению ЕСН в 2011 году и "фрагментарный" характер решений по страховым взносам, на котором всегда настаивал Минфин, несистемность поддержки "инновационного сектора".

Но основные проблемы Алексею Кудрину послание создает не столько в том, что Дмитрий Медведев сказал, а в том, о чем он говорить и писать отказался. Президент ограничился лишь общими словами о необходимости подготовки к пенсионной реформе, обсуждение которой, исходя из послания, будет происходить не в 2011-м, а не ранее 2012 года, и ни слова не уделил резкому росту финансирования госпрограммы вооружений на 2012-2020 годы стоимостью более 20 трлн руб.

На брифинге по итогам послания министр финансов констатировал: снижение соцплатежей придется компенсировать введением ставки платежей в 10% с сумм зарплат, превышающих 512 тыс. руб. в год. Сейчас такие зарплаты свободны от платежей, и введение допплатежей ударит в 2012 году в первую очередь по крупному бизнесу -- но это придется объявлять не Дмитрию Медведеву, а Владимиру Путину или, что более вероятно, министру финансов. Впрочем, как констатировал вчера господин Кудрин, 10-процентный налог на большие зарплаты в 2012-2013 годах даст бюджету лишь 160 млрд руб. из требуемых 400 млрд руб. Остальное вице-премьеру придется искать в карманах коллег по Белому дому: в этом смысле все бюджетное послание можно рассматривать как инструкцию по организации конфликта Минфина с остальным правительством уже этим летом.

Дмитрий Бутрин

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное