Федеральная антимонопольная служба раскрыла суть своих предложений по стабилизации внутренних цен на бензин за счет федерального бюджета. В случае роста мировых нефтяных цен предлагается пропорционально снижать акцизы на бензин. Сообщение ФАС стало реакцией службы на предложения Минэнерго -- также по дифференциации акцизов, но в зависимости от экологического класса. Они уже направлены в правительство, однако, несмотря на длительный процесс согласования, позицию ФАС в них министерство не отразило.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала на официальном сайте презентацию заместителя главы службы Анатолия Голомолзина, посвященную антимонопольному контролю на рынке моторного топлива. Господин Голомолзин утверждает, что введенный правительством для нефтяной отрасли налоговый режим "60-66" увеличивает налоговую нагрузку на нефтяные компании, стимулирует увеличение экспорта сырой нефти, а также повышает цену netback (экспортная альтернатива) на светлые нефтепродукты, что приведет к росту розничных цен на топливо. Для предотвращения роста розничных цен ФАС предлагает предусмотреть пропорциональное снижение акцизов на топливо при росте мировых нефтяных цен выше $90 за баррель. Согласно проекту поправок к ст. 193 Налогового кодекса, при цене нефти $90 за баррель базовая ставка акциза на бензин "Евро-3" равна 5663 руб. за тонну. При изменении цены разница между текущей ценой и $90 за баррель умножается на 49,7 (в этот коэффициент уже заложен перевод долларов в рубли и баррелей в тонны) и вычитается из базовой ставки акциза.
Отметим, что презентация ФАС свидетельствует о неудаче попытки службы выработать согласованную позицию по акцизам с Минэнерго и Минфином.
Впрочем, аргументация ФАС выглядит неубедительно. Во-первых, налоговый режим "60-66" не повышает, а снижает налоговую нагрузку на большинство нефтяных компаний. Во-вторых, новый налоговый режим предусматривает сохранение "антикризисной" повышенной экспортной пошлины на бензин в размере 90% от нефтяной, то есть роста цены netback опасаться не следует. Что же касается возможного увеличения экспорта нефти в ущерб нефтепереработке внутри страны, то до апрельского бензинового кризиса компании вынуждала к подобным действиям именно ФАС: требования службы снизить розничные цены под угрозой оборотных штрафов повышали риски на внутреннем рынке и снижали его привлекательность для компаний.
Александр Гудков

SIA.RU: Главное

