Спрос на круизы по российским рекам сократился в летнем сезоне 2012 года минимум на 15%, причем основной причиной падения туроператоры считают прошлогоднее крушение теплохода "Булгария".
Как сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР) во вторник на своем сайте, уже сейчас, в конце августа, туроператоры констатируют, что этот летний сезон для речных круизов не удался. По акциям раннего бронирования путевки активно раскупались, но покупали их постоянные клиенты. Они и сформировали основную долю бронирований в сезон.
"В начале сезона спрос был очень низким, но примерно в конце июля - начале августа он начал восстанавливаться. Сейчас туры более-менее бронируются, но даже с учетом этого восстановления выйти на уровень 2010 года или 2011 года (до ЧП с "Булгарией") не удастся. В целом можно сказать, что операторы недополучили 15-20% от ожидаемого уровня продаж", - сообщил директор по внутреннему туризму компании "ВодоходЪ" Андрей Смолин.
Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля 2011 года во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в трех километрах от берега. По данным Следственного комитета России, на судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись 79. Крушение "Булгарии" стало крупнейшей катастрофой речного транспорта в современной истории России.
Заместитель гендиректора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова рассказала порталу АТОР, что еще в начале сезона были сняты около 15 теплоходов, а более 100 круизов по Москве и регионам отменены из-за очень плохой загрузки. Еще несколько теплоходов по той же причине закончат навигацию раньше традиционного срока (сентябрь - октябрь). В результате в сентябре и октябре 2012 года круизов будет предлагаться значительно меньше, чем обычно.
"Спрос в этом году был явно ниже предложения, которое было заявлено в начале навигации. На некоторых теплоходах загрузка не превышала 30-40%. Некоторые туроператоры решали объединить усилия и туристов, пересаживая клиентов с недозагруженного теплохода на другой сходный по маршруту и длительности круиз", - сообщила Гончарова.
Туроператоры отмечают, что большую роль в отношении туристов к речным круизам сыграла трагедия теплохода "Булгария". Это сказалось не только на количестве туристов, но и на их предпочтениях. Так, например, по словам Светланы Гончаровой, упал спрос на каюты в трюме, на двухпалубных теплоходах стало меньше отдыхающих с детьми. Туристов не убедили даже серьезные проверки, которым подверглись круизные теплоходы после крушения "Булгарии".
Трагедия 2011 года стала не единственной причиной неудачного сезона. По мнению Смолина, у россиян стало меньше денег, и предметами не первой необходимости они пожертвовали в первую очередь. Особенно это отразилось на круизах выходного дня, спрос на которые значительно снизился в этом сезоне.
"Раньше россияне могли себе позволить отдохнуть дважды: на море и во время речного круиза. В этом году многим пришлось выбирать, а с морем конкурировать очень сложно. В том числе, и по ценам. Например, по Греции в этом году было очень много привлекательных ценовых предложений, чем и воспользовались туристы", - соглашается с коллегой Гончарова.
По словам экспертов, иностранных речных круизеров в этом году тоже стало меньше из-за тяжелой экономической ситуации в Европе. Так, например, заметно снизился турпоток из Испании, Италии, Германии, Франции.
Остальные теплоходы туроператорам приходилось загружать с помощью спецпредложений, притом что цены на круизы изначально были заявлены на уровне 2011 года.
"В течение всего сезона можно встретить предложения типа "купи одну путевку, вторую получи за полцены" или "купи две путевки, третью получи бесплатно". Операторы также начали давать большие скидки, что негативно сказывается на рынке и грозит исчезновением практики раннего бронирования. Зная, что в разгар сезона круизы будут дешеветь, люди просто не будут покупать их заранее. Мы изначально придерживаемся другой политики: наши цены не меняются на протяжении всего сезона", - отметил Смолин.
Эксперты предсказывают, что в результате снижения спроса некоторые круизные компании могут перейти от туроператорской деятельности к агентской. Хотя и агентствам в сезоне 2012 года приходится не лучше, чем туроператорам, передает РИА Новости.




SIA.RU: Главное