Новости

Ванино улучшит "Благосостояние". Железнодорожный НПФ поможет порту деньгами

НПФ "Благосостояние", крупнейшим вкладчиком которого является ОАО РЖД, частично профинансировал покупку "Мечелом" Игоря Зюзина ОАО "Ванинский морской торговый порт", заявил вчера глава совета фонда, президент ОАО РЖД Владимир Якунин. "Я знаю, что "Мечел" просил соответствующую финподдержку. Она была оказана под конкретный пакет. Что касается дальнейшего, я знаю, что это соглашение подразумевает выход пенсионного фонда из этой сделки на условиях, которые будут для него выгодны с точки зрения управления пенсионными деньгами",-- цитирует господина Якунина "Интерфакс".

Порт Ванино входит в пятерку крупнейших стивидоров Дальнего Востока. В 2012 году порт перегрузил 5,4 млн тонн грузов (на 8,8% меньше, чем годом ранее), почти половина из них -- на экспорт. 22,7% переваленных грузов -- глинозем, 21,5% -- уголь. Чистая прибыль порта в 2012 году составила почти 180 млн руб.

Принадлежащее "Мечелу" ООО "Мечел-транс" выиграло конкурс по продаже госпакета Ванино (73,3% обыкновенных акций, или 55% уставного капитала) в декабре 2012 года, заплатив 15,5 млрд руб. при стартовой цене 1,5 млрд руб. В январе 2013 года "Мечел" заявил, что продает российским и иностранным инвесторам большую часть пакета, оставив у себя 1,5% обыкновенных акций. В январе стало известно, что 71,04% акций (по 23,68%) порта получили три кипрских офшора, а затем "Мечел-транс" купил 28,12% капитала Ванино у En+ Олега Дерипаски.

О том, что в финансировании сделки мог принять участие НПФ "Благосостояние", "Ъ" в феврале рассказывали источники на рынке и близкие к ОАО РЖД. По словам собеседников "Ъ", речь шла примерно о 5 млрд руб.

Исполнительный директор "Благосостояния" Юрий Новожилов отказался комментировать заявления главы ОАО РЖД, но рассказал, что фонд будет участвовать в покупке инфраструктурных облигаций совместного проекта ОАО РЖД и "Мечела", "нацеленного на увеличение перевалки порта Ванино и мощностей по доставке угля с Эльгинского месторождения".

По мнению Бориса Красноженова из "Ренессанс Капитала", идея выпуска инфраструктурных облигаций под расширение мощностей Ванино и дороги к нему выглядит "здравой". В ряде стран, например в США, средства пенсионных фондов инвестируются в подобные бумаги, указывает эксперт. Кирилл Чуйко из БКС отмечает, что инфраструктурные облигации предполагают госгарантии, что снижает риски для инвесторов и позволяет НПФ участвовать в их размещении. Старший аналитик по долговым рынкам "Уралсиб Кэпитала" Антон Табах уточняет, что госгарантии могут быть федерального и регионального уровня. Сейчас, по словам аналитика, в России обращаются только одни инфраструктурные облигации -- бумаги Западного скоростного диаметра (10 млрд руб., выпущены в июне 2011 года). Как правило, добавляет он, для выпуска инфраструктурных облигаций создается SPV-компания, в которую партнеры вносят капитал либо активы. Источники "Ъ" в начале апреля рассказывали, что на специальную SPV-компанию может быть переведен пакет акций Ванино, принадлежащий "Мечел-трансу", и финансирование при участии "Благосостояния" организуют через нее.

Денис Скоробогатько, Анатолий Джумайло


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное