Правительство начало процесс перевода на газ половины российского общественного транспорта и коммунальной техники -- в целом порядка 150 тыс. автомобилей. Сделать это планируется за счет субсидий из бюджета на закупки газомоторной техники и льгот для ее производителей. Но в России, по сути, нет системы заправок для газомоторных автомобилей, а выгоды проекта неочевидны ни для одной из сторон. Ситуацию осложняют вопросы безопасности -- на днях Москва запретила использование газомоторного общественного транспорта после серьезной аварии.
Вчера премьер Дмитрий Медведев сообщил о подписании постановления правительства по переводу общественного транспорта и автомобилей дорожно-коммунальных служб на газ. Вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что "в крупных городах не менее 50% соответствующего транспорта должно быть переведено на газовое топливо". Речь идет о сжиженном углеводородном газе (СУГ), сжиженном природном газе и компримированном природном газе (КПГ). Производители газомоторных автомобилей вместе с "Газпромом" и другими газовыми компаниями "готовы финансировать" создание необходимой инфраструктуры, заверил вице-премьер. В бюджет также заложены средства на субсидирование перевода общественного транспорта на газомоторное топливо. Дмитрий Медведев добавил, что постановление правительства предусматривает и другие меры поддержки -- снижение и обнуление таможенных пошлин на компоненты газомоторных автомобилей и заправок, которые не производятся в России.
По словам исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, в России зарегистрировано около 950 тыс. автобусов (включая микроавтобусы), из которых в режиме регулярных перевозок работают 300-350 тыс. То есть если правительство планирует перевести 50% парка общественного транспорта на газ, то под замену могут попасть 150-180 тыс. машин. Сейчас, по данным Национальной газомоторной ассоциации (НГА), в России всего 86 тыс. автомобилей (всех типов) на КПГ (он должен стать основным топливом), их доля в общем парке составляет 0,2%. При этом в стране всего 250 газовых АЗС (стоимость одной станции составляет около 100 млн руб.).
Автопроизводители уверяют, что использование автомобилей на газе значительно выгоднее, чем на дизеле или бензине. По словам вице-президента группы ГАЗ Елены Матвеевой, "использование газовой техники приводит к снижению затрат на горючее и смену масла в два и более раза". По расчетам КамАЗа, использование техники на КПГ на 60% дешевле, чем на дизеле, экономия при использовании СУГ составляет 20%. При этом "стоимость автобусов на газомоторном топливе почти не отличается от тех же моделей на традиционном топливе", говорят на КамАЗе. В компании считают, что основная проблема, которая препятствует переходу на газомоторное топливо,-- это "нехватка заправочной инфраструктуры".
Но, говорят источники "Ъ" среди автопроизводителей, серьезно стимулировать авторынок перевод общественного парка на газ может "лишь в случае масштабной господдержки". Сейчас из бюджета уже субсидируется закупка газомоторных автобусов -- на один автобус выделяется 2,5 млн руб. Но из-за неразвитой сети заправочных станций регионы не стремятся закупать автобусы даже при наличии субсидий. Неочевидна и выгода для производителей газа. "Газпрому" принадлежат 210 заправочных станций в 58 регионах России. Их суммарная проектная производительность -- около 2 млрд куб. м в год, но в 2012 году через российские заправочные станции реализовано всего 390 млн куб. м КПГ. Александр Назаров из Газпромбанка отмечает, что даже существенное расширение парка автомобилей, работающих на газе, не сделает этот рынок существенным: если парк увеличится до 150 тыс. автомобилей, то потребление вырастет до 1,1-1,5 млрд куб. м КПГ при общем внутреннем потреблении 460 млрд куб. м газа.
Егор Попов, Ольга Мордюшенко, Иван Буранов




SIA.RU: Главное