Геннадий Онищенко нашел в украинских конфетах бензапирен — вещество, которое до него ни в каких в конфетах никто искать не пытался. Корреспондент "Денег" считает, что эта инициатива похвальна, поиски нужно продолжать. В шоколадных конфетах, которые продаются сегодня на российском рынке, можно найти массу интересного, труднее найти разве что шоколад.
СИРАНУШ ШАРОЯН
Последние две недели украинские товары досматривают на российской таможне с особым пристрастием, но президенты России и Украины призывают СМИ воздержаться от выражения "торговая война". В Киеве между тем признаки военных действий -- на каждом шагу. В качестве боевых снарядов используются торты и конфеты запрещенной Геннадием Онищенко в России компании Roshen. В начале августа протест против действий Онищенко выразили активисты партии "Братство", разукрасившие безе и розочками с рошеновских тортов киевское отделение Сбербанка России.
Между тем Геннадий Онищенко пока не дал никаких внятных объяснений запрета продукции украинской конфетной фабрики. Сначала появилось страшное слово "бензопирен", содержание которого в шоколаде Roshen превышено. Бензопирен -- вещество действительно опасное, канцерогенное, но в каких-то дозах окружает нас повсюду, поскольку содержится в продуктах сгорания, в смоле и саже. Украинские производители, со своей стороны, напомнили о том, что нормы содержания бензопирена в продуктах, поступающих на территорию РФ, прописаны только в Техническом регламенте Таможенного союза, в который Украина не вступала, и то не для всех продуктов, а только для детского питания, но не кондитерских изделий.
Позже Роспотребнадзор сменил тактику, заявив, что дело даже не столько в качестве конфет, сколько в их неправильной маркировке, и вообще, у российской стороны накопился "длинный перечень претензий" к украинским товарам.
Не только политика
Есть много свидетельств в пользу того, что в "битве на сладостях" больше политики, чем экономики, и те, кто полагает, что основной мотив атаки на конфеты -- склонить Украину к вступлению в Таможенный союз, имеют для этого веские основания. Достойная мишень в смысле политики -- владелец Roshen Петр Порошенко. Один из богатейших граждан Украины, которого в прессе называют "кумом президента Ющенко", успел побывать министром иностранных дел, а затем министром экономического развития и торговли, но с российским правительством так и не сработался.
Политика, конечно, в этой истории доминирует, но ведь нельзя отрицать, что в действиях Геннадия Онищенко есть и экономическое содержание. "Винная война" с молдаванами, "молочная" -- с белорусами, "мясные войны" с Америкой -- все они немало способствовали укреплению позиций российских производителей на своем рынке.
По данным кондитерской ассоциации "Асконд", больше половины ввозимых в страну кондитерских изделий приходится именно на украинские компании. В 2012 году они поставили в Россию 119 тыс. тонн шоколадных изделий на $413 млн. В сладком импорте это не так много -- около 10% рынка, но в денежном выражении это приличные объемы, и российские компании с удовольствием поборолись бы за этот кусок. Желание вытеснить украинский импорт с рынка выражалось российскими игроками давно.
В тесноте и обиде
Две недели назад в Аксайском районе Ростовской области открылась новая кондитерская фабрика "Мишкино". Фабрику за 2,5 млрд руб. построил местный предприниматель Сергей Рызенко. "Мишкино" рассчитывает стать лидером в производстве халвы, козинаков и шербета, планируя выпускать эту продукцию в огромном количестве -- по 165 тонн в сутки.
Кондитерский рынок, на который собирается выйти компания Рызенко, переживает интересный период. С одной стороны, пережив десятилетие слияний и поглощений, этот рынок приобрел какие-то внятные очертания. К настоящему времени он имеет очень высокую степень консолидации: на долю пяти крупнейших игроков, по данным Euromonitor, приходится больше 60% рынка.
Темпы роста рынка снижаются: в прошлом году объем производства кондитерских изделий в России вырос всего на 1% (для сравнения: в 2011 году рынок вырос на 6%). В то же время число новых игроков, хотя и не таких крупных, как ростовская фабрика, увеличивается из года в год.
Теснота на рынке и особенности спроса приводят к очень сильному расслоению. В погоне за высокой маржей часть игроков уходит в премиальный сегмент. Такие российские производители, как "Конфаэль", "Коркунов", компания "Верность качеству", конкурируют на российском рынке с крупнейшими иностранными корпорациями Lindt, August Storck, Fazer Chocolates. Впрочем, элитный сегмент занимает не более 5% отечественного рынка. Большинство производителей ориентируются на массовый сегмент, из последних сил снижая себестоимость продукции и наращивая мощности.
Кто плиткой обзывается
Россияне убеждены, что отечественный шоколад лучше импортного: согласно опросу ВЦИОМа, так считают 73% опрошенных. При этом фабрики, на которых производится этот шоколад, граждане в большинстве своем, конечно, не знают, а на этикетки, где указан состав, не смотрят.
Эксперты же в один голос констатируют, что производимые в России шоколадные изделия по европейским нормам даже не могут претендовать на то, чтобы называться шоколадом. А репутация, завоеванная советскими фабриками, утеряна.
Кондитерская промышленность все больше напоминает химическую. "Раньше наши крупные фабрики имели так называемую первичку -- оборудование для обжарки какао-бобов. Сегодня этого нет, туда приходит готовое сырье, дальше идет соревнование не кондитеров, а непосредственно технологов: сколько можно недоложить масла какао, чтобы получить более или менее конкурентоспособный сладкий продукт,-- рассказывает Евгений Тростенцов.-- А как только вы убрали масло какао, нужно обязательно добавить стабилизатор, ароматизатор, чтобы изделие пахло шоколадом, еще кучу добавок, чтобы получилось нечто, что можно выдавать за шоколад".
Слова экспертов подтверждают в Обществе защиты прав потребителей. В прошлом году там провели эксперимент: купили в столичных магазинах десять плиток самых популярных марок шоколада и отправили на экспертизу. Ни один из образцов российского производства, в том числе таких фабрик, как "Красный Октябрь", "Бабаевский" и "Рот Фронт", испытания не выдержал. Вместо положенного дорогостоящего какао-масла производители использовали дешевые растительные жиры. Ни один из производителей не написал об этом на упаковке. Результаты исследования были обнародованы, однако ни Роспотребнадзор, ни его руководитель внимания на них не обратили.




SIA.RU: Главное