Новости

Сравнение экономик Украины и России неприятно поражало многих российских предпринимателей, имеющих бизнес в двух странах. Но в 2013-м они на примере Украины узнали, чем это может закончиться

Сравнение экономик Украины и России и до 2013 года неприятно поражало многих российских предпринимателей, имеющих бизнес в двух странах. Но в 2013-м они на примере Украины узнали, чем это может закончиться: если политический сценарий кризиса не обязан быть и не может быть для России таким же, как у соседей, то твердых и гарантирующих оснований считать невозможным украинский экономический сценарий в России через некоторое время, в общем, нет.

Обе страны отличают сравнительно низкое качество развития институтов, невысокий уровень конкуренции, высокая степень концентрации бизнеса и доходов и низкий уровень производительности. Но наиболее очевидным доказательством схожести служат структура занятости, экспорта и бюджетов. В 2000 году в обеих странах в промышленности работало более 20% населения. Вторым по значимости рынком труда для России была торговля (более 15% населения), для Украины -- сельское хозяйство (21,5%), а на финансовый сектор приходилось порядка 1%. Структурные сдвиги на рынке труда в период бурного роста обеих экономик привели к тому, что занятость в промышленности и сельском хозяйстве сокращалась, а в торговле и финансовом секторе, оказавшихся на передовой экономического ускорения,-- росла.

После 2008 года указанные тенденции только закрепились. Реиндустриализация набирает обороты (с 2008 по 2011 год среди всех отраслей максимальное уменьшение количества занятых произошло в промышленности -- на 7,1% в России и 15,6% на Украине). В 2011 году в лидеры выходит сфера оптовой и розничной торговли, гостиниц и ресторанов -- в России здесь работало 19,8% занятого населения, а на Украине -- 23,9%, но занятость в финансовых услугах росла опережающими темпами.

Разумеется, главная составляющая в этом -- постсоветская трансформация экономики, однако нельзя не отметить, что именно на Украине она накладывается на демографическую катастрофу -- совершенно такую же, как и в России, но еще более резко выраженную. Отчасти поэтому кризис 2013 года на Украине не сопровождается ростом безработицы: в сравнении с Европой, которая является во многом спасением украинской экономики (работающие прежде всего в Италии украинцы переводами на родину существенно улучшают платежный баланс страны -- для России с ее низкой трудовой мобильностью этот эффект незначим), безработица незначительна. Как и в России, в которой в отличие от Украины миграционный баланс положительный (притом что миграция населения между РФ и Украиной -- один из самых крупных миграционных потоков мира и самый крупный в Европе),-- только пока незначительна.

На Украине, как и в России, львиную долю ВВП и доходов бюджета формируют экспортно ориентированные отрасли. Но если Москву после кризиса спасают высокие цены на нефть, то Киеву повезло меньше -- конъюнктура для металлургии, химии и машиностроения стабильно ухудшалась. В результате экономика Украины столкнулась с постоянно увеличивающимся двойным дефицитом. Растет дефицит торгового баланса, что сопровождается давлением на национальную валюту и растратой международных резервов в режиме "управляемого плавания" гривны. А увеличивающаяся дыра в госбюджете и пенсионном фонде (население Украины сокращается и стареет даже быстрее, чем население России) заставила власти прибегать к непопулярным мерам -- сокращению социальных расходов и увеличению налогов на малый и средний бизнес. Страна, в 2004 году выглядевшая новой надеждой на экономический взлет вслед за политической революцией, оказалась де-факто банкротом, не способным обслуживать свои долги. То, что для русского нефть, для украинца -- кредиты МВФ (с 2014 года -- вложения ФНБ России) и скидки на российский газ.

Да, в России социальные обязательства пока не так велики, чтобы вызвать эндогенный кризис, а Украину в 2013 году в кризисную политическую ситуацию привели именно высочайшие даже по меркам ЕС социальные обязательства. В отличие от Украины, в России правительство, следящее за тем, чтобы лозунг "социального государства" не ставил экономику страны в тупик из года в год, возможно. Но в некоторых сценариях это преимущество России -- временное явление, и остановка экономического роста в России в 2013 году -- это предпосылка для перехода на малороссийский путь.

Алексей Ъ-Шаповалов, Дмитрий Ъ-Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное