Новости / Свое дело

«Молчанов Бар»: бизнес не по правилам

Весной 2016 года в Иркутске открылся «Молчанов Бар». К тому времени заведение уже успело больше года проработать в «закрытом» формате и стать хорошо известным в узких кругах. Владелец бара Иван Благодатских рассказал Газете Дело, с чего начинался этот проект и почему они решили «выйти из тени».

<p>Фото Екатерины Бутиной</p>

Фото Екатерины Бутиной

Родом из Рима

«Каждый бармен мечтает о своем заведении», – уверен владелец иркутского «Молчанов Бара». Карьера Ивана Благодатских начиналась с должности разнорабочего в ресторане. 10 лет назад он впервые оказался за барной стойкой и почти сразу загорелся идеей открыть свой бар. Со временем стал успешным барменом: участвовал в конкурсах, побеждал и много путешествовал. В 2014 году вместе с другом он оказался в Италии, где по рекомендации владельца известного ликерного завода решили заглянуть в «закрытый» бар Jerry Thomas.

«Оказалось, что это уникальный проект, – вспоминает сейчас Иван. – Нам понравилась атмосфера двадцатых годов США, напитки и подход барменов к тому, что они делают. Мы сразу захотели создать что-то подобное в Иркутске. Тем более что для России формат «спикизи»-баров (от английского – «speak easy» что означает «говорить тихо»)  тогда был в новинку».

Вернувшись в Иркутск, молодые люди начал искать подходящее помещение. Открывать бар пришлось с нуля. Именно тут Ивану пригодился десятилетний опыт работы барменом и знания, приобретенные в ходе путешествий. Впрочем, открытия в традиционном смысле не было: когда первый раз позвали гостей, барную стойку заменяло оборудование для кейтеринга, вместо стульев стояли коробки.

«Мы долго вынашивали эту идею, копили средства. К тому времени у нас уже был сервис выездного обслуживания, мы продавали чай, кофе – все это приносило деньги, которые инвестировали в проект. Примерно полгода ушло на то, чтобы найти подходящее подвальное помещение на 120 квадратов. Под конец прокредитовались и доделали последние приготовления».

50% всех вложений составил кредит, вторую половину – личные накопления. Так в декабре 2014 года заработал первый иркутский «спикизи»-бар Заведение расположилось  на улице Богдана Хмельницкого, в доме, где раньше жил поэт Молчанов-Сибирский. Его  фамилия дала название бару – «Молчанов».

«Как оказалось, в том доме жили прямые потомки поэта. Сначала они боялись, что мы открываем какое-то сомнительное заведение, – смеется Иван. – Но потом пришли к нам в бар, и их мнение поменялось, так, что они даже периодически заходили в гости».

Разрыв шаблона

Формат «спикизи», по словам владельца бара, был нужен, прежде всего, для выбора аудитории: «Сначала приходили наши друзья, знакомые и просто интересные люди. Публика нам нравилась. Эти люди советовали «Молчанов» своим друзьям, и так, постепенно, аудитория расширялась».

«Нас было 4 человека в команде. За основу мы взяли европейский сервис, когда с гостями работает хозяин заведения. Я давно понял, что если за баром обычный работник, то отношение посетителей к нему одно, к владельцу бара – абсолютно другое. Это был настоящий «разрыв шаблонов», потому что в нашей стране так работать не принято».

Вход в бар был только по звонку. Люди спускались в подвал, открывали дверь и попадали в полутемное помещение, освещенное лишь свечами. Кстати, свечи оказались одной из серьезных статей расходов. «Одна маленькая свечка стоит 300 рублей, большая – 600, а сожгли мы там огромное количество свечей», – рассказывает Иван. Однако создать атмосферу было важнее: ребята все делали сами – встречали гостей, объясняли правила, провожали к столикам и готовили напитки. «Под звуки живой музыки и вкусные угощения люди легко расслаблялись, становились искренними, а мы старались быть гостеприимными».

Сейчас Иван объясняет, что «закрытый» формат заведения был выбран неслучайно. Это был способ понять, насколько бар с такой атмосферой будет востребован в городе и сможет ли он найти свою аудиторию. «Мы делали все с нуля, риски были большие, – рассказывает он. – Такой проект с минимальными инвестициями был более безопасным, чем если бы мы попытались сразу открыть большое заведение на Карла Маркса».

Впрочем, слава к закрытому бару пришла довольно быстро. Спустя две недели после открытия на одном из городских сайтов появилась статья ресторанного обозревателя с положительным отзывом о заведении. Пиаром ребята при этом, нарушая все законы маркетинга, не занимались. Даже их аккаунт в инстаграме был закрытым – туда добавляли только гостей бара. Несмотря на это, слухи о том, что в городе появился необычный бар, ширились, и в заведение хлынул поток любопытных посетителей.

Бар в деталях

В феврале 2016 года, на пике своей популярности, «Молчанов Бар» закрылся.

«Когда проект закрылся, мы поняли, что у него появилась дополнительная ценность – не денежная, – говорит Иван. – Люди вдруг осознали, что такого бара больше не будет, и это показало его истинную значимость».

Однако долго расстраиваться поклонникам закрытого «Молчанова» не пришлось. К тому времени владельцам уже было понятно, что заведение скоро заработает на новом месте. Правда, на это раз проект решено было сделать полностью открытым. «Обычно сначала появляются открытые бары, а потом они переходят в закрытый формат, – рассказывает Иван. – Мы же снова пошли своим путем и сделали все не по правилам».

Для нового бара нашли интересное помещение в историческом здании на перекрестке Карла Маркса и Каландаришвили. «В 1890 году здесь была аптека, и с тех пор – ничего. Долгое время дом стоял заброшенным. Когда я сюда зашел, не было ни пола, ни потолка – чуть ли не дыра в крыше, стены – голый кирпич, которые никогда не штукатурили».

Ремонт закончили за два месяца. Удалось сэкономить на отделке стен – их только почистили и покрыли лаком. Потолок обклеили газетами. Постелили дощатые полы. Получилось уютное двухэтажное помещение в стиле лофт со старинными деревянными балками под потолком.

С Богдана Хмельницкого на Карла Маркса перекочевало 60% всей обстановки и оборудования. Даже часть барной стойки обрела новое место: за полмиллиона ее достроили и сделали в несколько раз больше. Несколько миллионов рублей ушло на оборудование, заказанное из Москвы. Сейчас общие затраты на открытие такого заведения с нуля Иван Благодатских оценивает в 7-10 млн. рублей. В реальности денег понадобилось меньше.

«Но на оборудовании лучше не экономить, например, качественный ледогенератор значит очень многое, – уточняет Иван. – Порой за ночь у нас уходит больше 150 кг льда, причем часть мы готовим вручную».

Из старого «Молчанова» переехало на новую площадку и пианино без деки 50-х годов прошлого века. «Оно стояло еще в доме, где я родился. До сих пор исправно поет», – рассказывает бармен. Какие-то идеи оформления рождались в процессе. Когда ремонт был почти закончен, оказалось, что в баре, несмотря на весь антураж, чего-то не хватает. Так появилась идея сделать большое резное меню-вывеску с логотипом бара – стилизованные названия брендов, красиво размещенные на огромном листе фанеры.

«Я видел нечто похожее в Барселоне, но она была раз в 6 меньше этой. Дизайнер нам нарисовал эскиз, я нашел фрезеровщика, который вырезал буквы на станке. Потом мы всей командой вручную все это красили и клеили. За счет этого нам удалось здорово сэкономить: вывеска обошлась в 70 тысяч рублей. Если бы я не знал всех тонкостей, то потратил бы на нее не меньше полумиллиона».

Взаимовыгодное соседство

Новый этап в истории Молчанов бара начался в апреле 2016 года. На открытии гостям не хватало стульев – приходилось просить в соседних заведениях и везти из дома. Пришли не только клиенты прежнего «Молчанова», но и те, кто слышал об этом баре, но так и не смог туда попасть.

На входе гостей по-прежнему встречает кнопка-звонок. Это элемент, оставшийся от первого проекта. «Кнопка – продолжение того бара, – поясняет Иван Благодатских. Раздается звонок, люди слышат – кто-то пришел. И дверь открывается лишь после того, как ты позвонил. Но это просто ритуал, дань памяти Speakeasy». Теперь бар открыт для всех желающих и вполне успешно уживается с соседствующими заведениями, хотя сначала среди них был переполох. 

«Когда мы нашли это помещение, сразу все переполошились – что это открывается рядом? Почему так близко? Больше всех переживали владельцы бара «Library», увидевшие в нас конкурента.  Но когда мы открылись, то посетителей прибавилось сразу у всех. Вероятнее всего, люди, которые пришли изначально к нам, стали гостями в соседних заведениях, а кто-то, наоборот, перешел от них к нам. Потому что наши форматы совершенно различаются. Так что все остались в выигрыше». 

Напоследок Иван Благодатских отмечает: «Чтобы бизнес был успешен, он должен быть чем-то лучше, чем другие. Нельзя просто захотеть и сделать ресторан. Надо понимать, чем этот ресторан будет лучше других. Кстати, сейчас есть идея возобновить формат «спикизи»-бара. Он имеет смысл и будет интересен людям, которые хотят прежней закрытости и снова приходить по звонку».

Екатерина Бутина,
Газета Дело

 


<p>Фото Екатерины Бутиной</p>
<p>Фото Екатерины Бутиной</p>
/ Газета Дело /





02
декабря
2016
Павел Римлянд и его «шоколадная» фабрика. Что компании противопоставляют кризису и росту конкуренции
 
07
ноября
2016
Мобильная франшиза: бери и работай!
 
07
октября
2016
Вдохновляющий бизнес. Как создать успешный интернет-магазин одежды и вывести его на реальные площадки
 
15
июля
2016
«Bonjour, bonsoir, Benoit!». Легко ли бельгийцу вести ресторанный бизнес в Иркутске
 
17
июня
2016
Золото на десерт. Как открыть ювелирную кондитерскую
 
13
мая
2016
«Все это следует шить!». Почему курсы кройки и шитья неуязвимы в кризис
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Сергей Лазарев, кофейня «Даблби»: «Кофе – это вкусно»
 
15
апреля
2016
Франшизы с ароматом кофе. Ярослав Маковецкий, «Бодрый день»: «Место – 80% успеха кофейни»
 
11
марта
2016
«Бородатый» бизнес. Как открыть в Иркутске сеть барбершопов-дискаунтеров
 
12
февраля
2016
«Картошка – с начинкой, булочки – с корицей». Иркутские франчайзи «Крошки Картошки» и «Cinnabon» – о тонкостях бизнеса в сфере общепита
 
04
декабря
2015
«Кастро» по-иркутски
 
06
ноября
2015
«Холодный ум, горящие глаза». Почему не стоит питать иллюзий, открывая бизнес по франшизе
 
18
сентября
2015
«На детях не экономят». Почему франшиза детской одежды – хорошая идея для бизнеса в кризис?
 
21
августа
2015
Как открыть лавочку. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
17
июля
2015
В гостях у «Достоевского». Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
26
июня
2015
Бизнес на потолке
 
27
мая
2015
«Четыре глаза»: эксклюзивно и лояльно. Бизнес по франшизе – глазами франчайзи
 
22
мая
2015
Бизнес с «изюминкой». Как открыть семейное кафе в спальном районе Иркутска?
 
24
апреля
2015
«Революционный» бизнес Михаила Григорьева
 
24
марта
2015
ИДЕАЛьный бизнес: как заработать на женской красоте
 
24
февраля
2015
Музыкальная фантазия, или Как заработать на мечте
 
08
декабря
2014
«Жил да был брадобрей», или Бизнес для брутальных мужчин
 
19
ноября
2014
Реальные деньги виртуального бизнеса
 
22
октября
2014
Петр Шевченко, гольф-клуб "Алха": «Хочешь играть в гольф? Ты один из нас!»
 
22
октября
2014
Конвейер счастья: как открыть свадебное агентство
 
24
сентября
2014
Алена Мосягина: «Чтобы начать консалтинговый бизнес, не нужны большие вложения»
 
11
августа
2014
Оранжевый бизнес, или Как увлечение игрой с цветом и пространством изменило жизнь
 
18
июля
2014
Праздник как бизнес: на рынке света и радости еще достаточно места
 
27
июня
2014
Оксана Колесниченко, генеральный директор компании «Место под солнцем»: «Нужно самой быть мастером. Тогда никакой кризис не страшен»
 
27
июня
2014
Оксана Карасева, директор ногтевой студии «Avenue, 11»: «Руки – визитная карточка женщины. На этом не экономят»
 
27
июня
2014
Природа и дети: Есть контакт!
 
19
мая
2014
Easy School: английский – это просто
 
21
апреля
2014
"М7": Бизнес как по маслу
 
28
марта
2014
Недетский бизнес. Ирина Белинская, Центр раннего развития «АЗБУКА»: «Люди готовы платить за качественные услуги»
 
28
марта
2014
Недетский бизнес. Милена Волкова, детский сад «Маруся»: «Частный детский сад – это колоссальные вложения»