КНР подтвердила готовность выделить проекту высокоскоростной магистрали Москва--Казань долговое финансирование на 400 млрд руб. Пекин также согласился внести в акционерный капитал проекта сверх ранее обещанного взноса в 52 млрд руб. еще $1 млрд в участок Нижний Новгород--Казань. В консорциуме, по расчетам "Ъ", китайцам достанется от 38% до контрольного пакета.
ОАО РЖД объявило о договоренностях с китайской стороной по проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва--Казань. В протоколе по итогам шестого заседания рабочей группы по сотрудничеству в области ВСМ в Пекине зафиксировано, что проект будет осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессии. Такую форму предполагает организационно-правовая модель проекта, где концедентом является РФ, а концессионером — специальная проектная компания (СПК) — консорциум, лидером которого является дочерняя структура ОАО РЖД "Скоростные магистрали", а существенным акционером — КНР. Ключевые положения проекта будут закреплены в межправительственном соглашении (должно быть подписано до конца года). Но до этого параметры проекта могут измениться на заседаниях специализированных рабочих групп, поясняют в ОАО РЖД.
Протяженность ВСМ Москва--Казань составит 770 км. Стоимость проекта — до 1,2 трлн руб. Дорога может стать и частью высокоскоростной магистрали Москва--Пекин стоимостью 7 трлн руб.
КНР неоднократно подтверждала готовность выделить 52 млрд руб. в акционерный капитал проекта и предоставить долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank (250 млрд руб.— на участок ВСМ до Нижнего Новгорода и 150 млрд руб.— до Казани). Эти положения и были закреплены в протоколе: Китай взял на себя обязательства по долговому финансированию (возможно как в долларах, так и в юанях), но акционерные взносы изменились. Как сообщает ОАО РЖД, акционерное финансирование КНР для участка Москва--Нижний Новгород составит эквивалент 52 млрд руб. в долларах, еще $1 млрд — на участке Нижний Новгород--Казань.
Это подразумевает вхождение КНР в капитал СПК; какую долю получат китайцы, в ОАО РЖД не поясняют. До дробления проекта на два участка предполагалось, что доля КНР в капитале СПК составит 38%.
Но, как сообщал "Ъ" 20 апреля, доля в СПК на первом участке, которую предложено отвести подрядчикам, поставщикам и финансовому агенту в обмен на 20,5 млрд руб., составит не менее 15%. Из этого можно сделать вывод, что доля КНР при взносе 52 млрд руб. действительно будет соответствовать 38%, а акционерный капитал СПК составит 136,7 млрд руб. Но если доля подрядчиков вырастет до 23%, то взнос Китая возрастает до 58%.
Нецелесообразно останавливать проект в первой фазе, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, так как поэтапное строительство ВСМ снижает риски деградации инфраструктуры при замораживании проекта на промежуточной стадии. Но такая схема не обеспечивает снижения финансовых рисков, замечает он.
Наталья Скорлыгина