Новости

Увеличение НДС, подоходного налога или госдолга? Правительство сделает свой выбор 3-4 октября

Правительство готовит альтернативные варианты основных параметров федерального бюджета на 2017-2019 годы в дополнение к разработанным Минфином летом этого года. Альтернатив будет три. Первая предполагает только увеличение НДС, вторая -- только рост подоходного налога, третья -- только увеличение эмиссии госдолга. Предлагается представить разные сроки роста налогов -- с 2017 или 2018 года. Все варианты будут содержать норму выплат дивидендов госкомпаний в бюджет в размере 50%, сокращение субсидирования госкомпаний и госкорпораций, рост порога или его отмену для сборов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Выбор между вариантами произойдет 3-4 октября.

"Ъ" стали известны подробности обсуждения в правительстве и Администрации президента бюджетной конструкции на 2017-2019 годы. В целом они были определены на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 21 сентября и у президента Владимира Путина 22 сентября и оформлены премьерскими поручениями Минфину, Минэкономики, Минтруду и Минэнерго. Большая их часть, сообщают источники "Ъ" в Белом доме, имеет срок исполнения 27 сентября (поручение представить сроки завершения "большого нефтегазового маневра" -- 30 сентября). Вчера сообщалось о совещании на бюджетные темы у президента, источники "Ъ" говорят о совещании по тем же темам у премьер-министра, итоги их не объявлялись. 3-4 октября должны состояться финальные совещания: в комиссию по бюджетным проектировкам окончательный вариант параметров бюджета на 2017-2019 годы должен попасть 5 октября, на заседание правительства -- 6 октября.

Напомним, базовая версия этого документа Минфином подготовлена еще в августе 2016 года. Она основывается на неизменности налогового режима до 2018 года, номинальном ограничении федеральных расходов до 2019 года уровнем 2016 года и дефицитом бюджета в 3,2% ВВП в 2017 году с последующим ежегодным снижением на 1 процентный пункт в год и на возможности соблюдения ЦБ таргета по инфляции в размере 4% в ранее декларировавшихся параметрах. Минфину и Минэкономики поручено представить альтернативные варианты с большим дефицитом бюджета, покрываемым или ростом эмиссии госдолга, или ростом НДФЛ, или увеличением НДС. По данным "Ъ", сейчас ни один вариант не выбран.

Вариант с повышением НДФЛ наиболее известен -- напомним, речь идет о росте налога на доходы сверх некоторого уровня до 20% с сохранением льготной ставки 13% для большей части зарплат ниже медианного дохода в РФ (фактически речь идет о ставке 20% с вычетом, а не "налоге на высокие зарплаты"). Ранее Минфин склонялся к его повышению с 2018 года, технически это вписывается в альтернативный бюджет, дефицит которого в 2017 году можно покрывать средствами Фонда национального благосостояния. Сейчас НДФЛ -- муниципальный налог, новый его статус при этом изменении неочевиден.

Вариант с повышением НДС также не определен по датам. По сведениям "Ъ", на совещаниях прошлой недели обсуждался и вариант немедленного (с января 2017 года) роста НДС до 20% и отложенного -- с 2018 года. Против увеличения НДС, по словам собеседников "Ъ" во властных структурах, выступает глава ЦБ Эльвира Набиуллина: рост ставки налога приведет к мгновенному скачку инфляции -- он транслируется в цены почти полностью и сразу, в отличие от курса доллара.

Вариант с ростом заимствований наиболее прост. Напомним, по предварительным оценкам Минфина на середину сентября, чистые займы через ОФЗ в базовом варианте бюджетных проектировок составляют около 1 трлн руб. в год в 2017-2019 годах, далее все зависит, очевидно, от емкости внутреннего рынка госдолга и от ставок по займам. Эмиссия ОФЗ -- среднесрочно менее проинфляционное решение, нежели рост налогообложения.

Вне зависимости от того, будет выбран базовый вариант или один из трех дополнительных, часть новых решений по бюджету уже де-факто принята. Это увеличение нормы перечисления госкомпаниями дивидендов до 50% прибыли (равно как и прибылей всех ФГУПов) и уменьшение федеральных перечислений госкорпорациям и госкомпаниям "на сумму неиспользуемых ими временно свободных средств". Кроме этого, увеличивается размер платы за пользование водными биологическими ресурсами и за использование федеральных лесов.

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное