Новости

"Без истерик". Государство успокаивает участников рынка концессий

В Белом доме не стали дожидаться судебного рассмотрения нашумевшего спора между ФАС и участниками рынка государственно-частного партнерства и собрали межведомственную коллегию по этой теме. Ранее ФАС отменила конкурс на строительство автодороги в Башкирии, поставив под сомнение распространенную практику концессий с полным возмещением затрат инвестора. На коллегии первый вице-премьер Игорь Шувалов попытался успокоить отрасль, призвав чиновников работать "без истерик" и не пересматривать концессии.

Представители ФАС, Минэкономики, Минтранса, Минкомсвязи вчера обсудили проблемы государственно-частного партнерства -- в ходе межведомственной коллегии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Поводом для этого стало решение УФАС по Башкирии, поддержанное центральным аппаратом службы. Напомним, ФАС отменила конкурс на строительство трассы Стерлитамак--Магнитогорск (участка транспортного коридора Европа--Западный Китай) по концессии. В ФАС решили: так как затраты инвестора целиком возмещаются из бюджета за счет платы концедента (местного правительства), конкурс надо считать госзакупкой и проводить его по соответствующим правилам. Против решения выступили Минэкономики, Минтранс, глава Башкирии Рустем Хамитов, а также отраслевые объединения. Разбирательство в Арбитражном суде Москвы начнется в апреле.

Цена вопроса высока: концессии составляют 90% проектов государственно-частного партнерства, рассказал вчера заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский. Всего в РФ реализуется 1,8 тыс. ГЧП-проектов на разных этапах. Большинство (76%) приходится на коммунальные услуги, 15% -- на социальную сферу и 3% -- на транспорт. В них уже вложено 126 млрд руб. частных инвесторов, из них 30 млрд руб.-- по проектам регионального и местного значения.

По подсчетам объединения участников рынка Infraclub, если обеспокоившая их практика ФАС получит распространение, под угрозой окажутся 16 проектов общей стоимостью 271 млрд руб.

Глава ФАС Игорь Артемьев вчера призвал провести четкую черту между госзакупками и концессиями. ФАС поддерживает концессии, но стопроцентное возмещение затрат "похоже на имитацию", полагает глава службы. Сейчас в законодательстве идет речь о возмещении только части расходов, напомнил господин Артемьев.

Чиновники и представители отрасли вчера поясняли -- концессии отличаются от госзакупок рисками и расчетными сроками возврата средств. "Частный партнер несет риск невозврата осуществленных инвестиций",-- отметил глава Минтранса Максим Соколов, напомнив, что исполнитель может получить штраф за срыв контракта. Как рассказал исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов (банк финансировал проект "Стерлитамак--Магнитогорск"), концессионер сам должен определить, сколько будет стоить строительство, по какой ставке он привлечет деньги и каков будет объем собственных инвестиций. Он добавил, что для проекта "Стерлитамак--Магнитогорск" последний показатель составил 48%, хотя обычно речь идет о вложениях в 20-30% от суммы проекта. По его словам, инвестиции в госзаказе рассчитываются максимум на полгода, в ГЧП -- на срок от 7 до 20 лет.

Чиновники вчера пообещали внести в законодательство несколько поправок. Во-первых, о критериях, по которым концессии можно будет отличить от госзакупок,-- об этом попросил Игорь Шувалов (вопросом займется рабочая группа Минэкономики и ФАС). Во-вторых, в список объектов концессий могут попасть информационные системы (это актуально для сферы госзакупок).

Софья Окунь


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное