Новости

Багаж так просто не сдается

Неоднозначный законопроект правительства, отменяющий норму бесплатного провоза багажа для невозвратных авиабилетов, неожиданно получил отрицательную оценку двух комитетов Совета федерации (СФ). Там рекомендовали отклонить закон, считая, что он ухудшит положение пассажиров, вынуждая их покупать более дорогие билеты. Но критика сенаторов может и не остановить законопроект: во вторник профильный комитет по экономполитике еще раз соберется для его обсуждения. Среди участников рынка нет единого мнения о последствиях введения безбагажных билетов. В "Аэрофлоте" и Nordwind настаивают, что это снизит цену перевозки, а в UTair считают, что тариф введет пассажиров в заблуждение.

Комитеты СФ по экономполитике (профильный) и конституционному законодательству (соисполнитель) в понедельник рекомендовали отклонить на сегодняшнем заседании палаты правительственный законопроект об отмене обязательной нормы провоза багажа, включенного в стоимость невозвратного авиабилета.

Это первый голос законодателей против безбагажных билетов. Как сообщал "Ъ" 19 июля, на прошлой неделе Госдума вытащила проект из долгого ящика (он был внесен три года назад). Его приняли во втором и третьем чтениях без особых споров. Документ исключает из тарифа расходы на перевозку минимальной нормы багажа. Поправки сохраняют в Воздушном кодексе (ВК) для возвратных билетов право сдавать в багаж не менее 10 кг, но невозвратный тариф "может не предусматривать" норму сдаваемого багажа. Перевозчик обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета. Отдельно предлагается внести в ВК нормы ручной клади.

В заключении комитета по конституционному законодательству за подписью его главы Андрея Клишаса поясняется, что при принятии закона в Федеральных авиационных правилах необходимо «конкретизировать понятия "ручная кладь" и "вещи, находящиеся при пассажире"». Иначе перевозчик будет устанавливать вес и габариты ручной клади "без каких-либо минимальных норм", может быть введена "норма, стремящаяся к нулю". Тогда пассажиру придется покупать билеты по более дорогому тарифу - с привычными условиями провоза багажа и ручной клади, - а это приведет не к снижению стоимости перевозки, а к ее повышению. В комитете также сочли, что в законодательстве до сих пор не определен правовой статус работы лоукостеров. В этом случае другие авиакомпании - не лоукостеры - могут этим злоупотребить, их пассажиры могут не знать о невозможности провоза минимального бесплатного багажа по тарифу. Положения закона могут "отрицательно сказаться на гарантиях прав пассажиров" и ухудшить их положение, что противоречит Конституции.

Но днем после заседания совета палаты источник "Ъ" в СФ сообщил, что профильный комитет соберется для обсуждения закона во вторник утром перед заседанием палаты. "Интерфакс" со ссылкой на источники сообщил, что палата планирует во вторник одобрить проект, так как возражения комитетов касались не принципа закона, а отсутствия нормативных документов к нему.

В отрасли нет единого мнения о последствиях нового закона. В "Аэрофлоте" (в группу входит лоукостер "Победа") заявили "Ъ", что каждая авиакомпания сможет предоставить ту услугу, которую хочет пассажир, и тот не будет переплачивать. По данным авиакомпании, 40% пассажиров "Победы" летают без багажа. Коммерческий директор Nordwind Имран Назаров согласен, что пассажир сам определит "целесообразность оплаты необходимой услуги". Стандартная норма багажа составляет 20 кг, в соотнесении с весом пассажира получается, что затраты на перевозку единицы багажа могут составлять 10-15% цены билета, полагает он.

Коммерческий директор UTair Павел Пермяков видит риски появления множества схожих тарифов. Многие покупают билеты через агрегаторы или агентства, где ранжирование предложений начинается от самых дешевых, поясняет он. Если пассажир по невнимательности купит билет без багажа, а на посадку придет с ручной кладью, он столкнется с серьезными трудностями. UTair видит будущее за тарифами, позволяющими одну единицу ручной клади в салоне.

Елизавета Кузнецова, Наталья Корченкова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное