Новости

По законам санкционного времени. Банк России переложился из доллара в юани и евро

С обычной полугодовой задержкой ЦБ раскрыл данные об управлении активами в иностранной валюте и золоте. За июль 2017 — июнь 2018 года доля активов в долларах США из-за объявленного властями РФ ухода от американской валюты снизилась вдвое — с 43,7% до 21,9%, а доля активов в китайских юанях и в евро — пропорционально выросла. На фоне доходности долларового портфеля в 0,35% и отрицательной доходности евро юань продемонстрировал куда больший доход в 3,2% годовых — который, впрочем, в итоге был фактически «съеден» ослаблением китайской валюты, ставшим следствием торговой войны между КНР и США.

Отчет ЦБ об управлении активами в иностранной валюте и золоте в июле 2017 — июне 2018 года демонстрирует результаты политики РФ по диверсификации золотовалютных резервов и уходу из доллара США. Напомним, что данные о деятельности Банка России по управлению активами публикуются не ранее чем через шесть месяцев — что, как отмечается в докладе регулятора, «обусловлено высокой чувствительностью цен на мировых финансовых рынках к действиям крупнейших участников рынка».

С июля 2017 по июнь 2018 года объем активов ЦБ в валюте и золоте вырос на 9,6%, до $458,1 млрд. Доля доллара США в рыночной стоимости активов снизилась с 43,7% до 21,9%, в евро — выросла с 22,2% до 32%, в юанях — увеличилась втрое, с 5% до 14,7%.

В долларовом эквиваленте объем вложений в евро и юани оказался примерно одинаковым (чуть более $44 млрд), но если в европейскую валюту он увеличился на 45%, то в китайскую — почти втрое (на фоне сокращения инвестиций в долларах вдвое — более чем на $100 млрд). Выросли также вложения в японских иенах (на $20 млрд), в британских фунтах — снизились более чем на $7 млрд. Доля активов в других валютах и золоте фактически не изменилась.

Напомним, что в апреле прошлого года, после объявления США новых жестких антироссийских санкций, начался ускоренный вывод резервов РФ из гособлигаций США (US Treasuries, UST). Тогда вложения России сократились вдвое, с $96,1 млрд до $48,7 млрд, в мае — еще втрое, до $14,9 млрд. На пике в феврале 2013 года (до крымских событий) российские вложения в UST достигали $164,3 млрд. Сейчас же, по последним имеющимся данным Минфина США, они составляют в 11 раз меньшую сумму — $14,6 млрд по состоянию на 1 ноября 2018 года. Как пояснял в середине октября Владимир Путин, Банк России был вынужден изменить структуру резервов из-за политических рисков. Примерно тогда же глава ЦБ Эльвира Набиуллина уточняла, что регулятор проводит политику диверсификации международных резервов с учетом экономических, финансовых и геополитических рисков.

Алексей Шаповалов, Вадим Вислогузов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное