Новости и комментарии

Банки выпутываются из сетей. Кредитных менеджеров в магазинах сменят брокеры

В условиях падения продаж и ужесточения условий кредитования торговые сети стремятся оптимизировать сотрудничество с банками. Вслед за мобильными ритейлерами сети бытовой техники и электроники заменяют сотрудников нескольких банков, присутствующих в них, одним кредитным брокером. За счет этого сети планируют повысить количество одобряемых кредитов, а банки -- снизить расходы на персонал. Впрочем, в таком подходе есть ощутимые риски для банков.

О том, что крупнейшие сети электроники и бытовой техники начали тестировать выдачу POS-кредитов через брокеров, "Ъ" рассказали участники рынка. По их словам, сейчас тестовые процедуры по выдаче кредитов через брокеров проходят в "М.Видео" и "Эльдорадо".

В обеих сетях это подтвердили, пояснив, что пилотные проекты запущены в ряде магазинов в июне и продлятся несколько месяцев. Названия компаний, занимающихся выдачей кредитов, в торговых сетях не раскрывают.

Вывод сотрудников банков, оформляющих кредиты, из точек продаж и централизация этих функций на одного человека не новая тенденция. Сотовые ритейлеры "Связной" и "Евросеть" уже несколько лет используют такую практику, однако в роли кредитного брокера у них выступает сотрудник салона. По такому пути уже несколько лет развивает кредитный процесс торговая сеть "Медиа Маркт", в которой работает кредитный брокер "Финансовый агент" (согласно информации на сайте компании), при этом кредиты выдаются шестью банками, заявки которым распределяет брокер.

Переход на брокерскую схему работы таких крупных федеральных игроков, как "М.Видео" и "Эльдорадо", по сути, означает окончание эры бумажных POS-кредитов (когда кредит оформляет в торговой точке непосредственно представитель банка, которых может быть в одной сети три-четыре).

Присутствие представителей банков в магазинах при упавшем в последнее время уровне одобрения заявок и снижении продаж не выгодно ни банкам, ни торговым сетям. Для банков личное присутствие в сети -- издержки на персонал. По словам зампреда правления ХКФ-банка Александра Антоненко, "физическое присутствие представителя банка в сети требует определенных издержек, тогда как комиссия, которую платят банки брокеру, может быть меньше, чем затраты на содержание сотрудника в сети". По оценкам участников рынка, комиссия брокеру составляет 1-5% от объема выданных кредитов, в то время как затраты на персонал банка в сети могут составлять до 9%. Для торговых сетей сокращение числа представителей банков также выгодно. По словам представителя "М.Видео", работа через брокеров позволяет сократить время рассмотрения заявки, что более удобно для клиента, и за счет увеличения числа банков, которых без физического присутствия можно подключить в большем количестве, повысить уровень одобрения заявок.

Впрочем, помимо очевидных плюсов отказ от старой схемы работы имеет и минусы. "Брокеры могут повысить уровень одобрения по кредитам, однако качество этих кредитов может быть не очень высоким,-- указывает Александр Антоненко.-- Поскольку сотрудник банка обладает более высокой квалификацией и может лучше оценить заемщика".

Валерия Францева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное