Новости / Экономика

Принят законопроект, направленный на регулирование отношений по управлению многоквартирными домами управляющими организациями и ТСЖ

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении проект закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".

Законопроект направлен на регулирование отношений по управлению многоквартирными домами /МКД/ товариществом собственников жилья /ТСЖ/ и управляющими организациями.

По словам председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, нормы, заложенные в законопроекте, обеспечивают прозрачность деятельности управляющих организаций в жилищной сфере и контроль за их деятельностью. При этом он отметил, что при подготовке документа ко второму чтению было принято решение отказаться от обязательности участия управляющих организаций, ТСЖ и жилищных кооперативов в саморегулируемых организациях /СРО/, сохранив принцип добровольности их участия в СРО. При этом депутат сказал, что в дальнейшем может быть разработан отдельный законопроект о СРО в жилищной сфере. Жилищные инспекции наделяются правом проверять протоколы о создании ТСЖ. Кроме того, предусматривается создание совета МКД.

К полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений предлагается отнести: осуществление в установленном правительством РФ порядке координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, и контроля за исполнением нормативных правовых актов этими органами; ведение реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и /или/ выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, проверяют соответствие устава ТСЖ и внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ, а также по заявлениям собственников помещений в МКД обязаны проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о создании ТСЖ, соответствие устава товарищества, внесенных в устав изменений требованиям законодательства, правомерность избрания общим собранием членов ТСЖ председателя правления и членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в МКД на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению МКД, в целях заключения с данными юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем договора управления МКД, утверждения условий этого договора и установления правомерность его заключения.

В случае выявления несоответствия устава ТСЖ, внесенных в него изменений требованиям законодательства РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ направляют ТСЖ предписание с указанием нарушений норм законодательства и с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок или в случаях выявления нарушений порядка создания ТСЖ, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления МКД и его заключения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, об отмене решения, принятого общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД, соответствием жилых домов, МКД требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, прием и учет уведомлений о начале осуществления деятельности по управлению МКД и деятельности по оказанию услуг и /или/ выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Под многоквартирным домом понимается индивидуально-определенное здание, состоящее из трех и более квартир, а также общего имущества собственников помещений в данном доме.

Законопроектом уточняется, что к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решений о капитальном и текущем ремонте общего имущества в МКД.

Законопроект уточняет порядок создания и реорганизации ТСЖ, а также требования к управлению МКД, устанавливает требования к членам ТСЖ и лицам, не являющимся членами товарищества собственников помещений в МКД,.

Протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в МКД, проголосовавшими за принятие таких решений.

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за надлежащие поставки данных ресурсов надлежащего качества до границы общего имущества в МКД и внешних сетей инженерно-технического обеспечения, если иное не установлено договором с данной организацией.

Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в МКД, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в МКД на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Управляющая организация, ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми они заключили договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения /в том числе поставки бытового газа в баллонах/, отопления /теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления/, в соответствии с требованиями, установленными правительством РФ.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и /или/ выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, и порядок их выполнения определяется правительством РФ.

При осуществлении непосредственного управления МКД собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение /в том числе снабжение бытовым газом в баллонах/, отопление, /теплоснабжение, в том числе снабжение твердым топливом при наличии печного отопления/, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными правительством РФ правилами содержания общего имущества в МКД, правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, приостановления и ограничения предоставления таких услуг.

В случае управления многоквартирным ломом ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом они несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями техрегламентов и установленными правительством РФ правилами содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, приостановления и ограничения предоставления таких услуг.

В случае управления МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за выполнение всех услуг и /или/ работ, обеспечивающих содержание общего имущества в данном доме, качество которых должно соответствовать требованиям техрегламентов и установленных правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома и качество которых должно соответствовать требованиям установленных правительством РФ правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, приостановления и ограничения предоставления таких услуг.

В случае, если в МКД не создано ТСЖ, либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем 4 квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет МКД из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета МКД в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется. Если в течение календарного года решение об избрании совета МКД не принято или соответствующее решение не реализовано, то орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в МКД, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, председателя данного дома, либо о создании в данном доме ТСЖ.

Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам. Совет многоквартирного дома:
- обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в МКД;
- выносит на общее собрание собственников помещений в МКД для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в МКД, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета МКД, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит Жилищному кодексу;
- представляет собственникам помещений в МКД предложения по вопросам планирования управления МКД, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
- представляет собственникам помещений в МКД до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в МКД комиссии по оценке проектов договоров данное заключение представляется советом дома совместно с такой комиссией;
- осуществляет контроль за оказанием услуг и /или/ выполнением работ по управлению МКД, содержанию и ремонту общего имущества в МКД и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в МКД и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
- представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в МКД отчет о проделанной работе.

Управление МКД, в котором доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в МКД составляет более чем 50 проц, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном правительством РФ.
При непосредственном управлении МКД, количество квартир в котором составляет более чем 12, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг по содержанию и /или/ выполнению работ по ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания таких собственников. При этом собственники помещений в МКД, обладающие не менее чем 25 проц голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Орган местного самоуправления на основании обращения председателя совета МКД, органов управления ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией своих обязательств организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства /за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства/ и жилищно-коммунального хозяйства. В случае выявления в ходе проверки невыполнения управляющей организацией условий договора управления МКД, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопроса о выборе управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Органы местного самоуправления, управляющие организации, ТСЖ, либо жилищные, жилищно-строительные или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах /тарифах/ на услуги и работы по содержанию и ремонту МКД и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах /тарифах/ на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Закон должен вступить в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. При этом норма, согласно которой непосредственное управление МКД, количество квартир в котором составляет более чем 12, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в МКД при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора об оказании услуг по содержанию общего имущества в данном доме и /или/ выполнении работ по его ремонту, вступит в силу с 1 марта 2012 г.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное