Новости

Американские сети быстрого питания: Будет ли инвестору «весело и вкусно»?

Сетевые закусочные и рестораны являются неотъемлемой частью любого города. В какой стране бы мы ни находились, на оживленных улицах мы всегда встретим знакомые логотипы.

Ресторан быстрого питания представляет собой особый тип ресторана, который характеризуется кухней быстрого питания и минимальным обслуживанием стола. Еда, подаваемая в такого рода заведениях, как правило, относится к «сладкой мясной диете» и предлагается из ограниченного списка меню. Рестораны быстрого питания являются типичной частью ресторанной цепи, или франшизы.

Первые рестораны быстрого питания возникли в Соединенных Штатах в начале 20-го века.  Термин «фаст-фуд» был зафиксирован в словаре Мерриам-Вебстера в 1951 году. Сегодняшние цепочки ресторанов быстрого питания, такие как McDonald’s и KFC, являются транснациональными корпорациями, распространенными по всему миру. Ниже в таблице представлены топ-13 ресторанных сетей в США, которые иногда принято относить к ритейл-индустрии.



В последнее время акции ресторанов в среднем чувствовали себя хуже рынка в целом. Это хорошо видно на годовом графике, демонстрирующем динамику Dow Jones U.S. Restaurants & Bars Index (желтая линия) и S&P 500 (фиолетовая линия).



Для подобного расхождения есть ряд весомых причин.

1. Тренд на здоровый образ жизни среди населения развитых стран. Не секрет, что бизнес-модель большинства сетей быстрого питания противоречит данной идее. Большая часть индустрии фаст-фуда сфокусирована на низких издержках и высокой скорости приготовления вкусной продукции. Это привело ее к достаточно низким пищевым характеристикам и даже вреду для здоровья при регулярном потреблении. Использование добавок, в том числе соли, сахара, ароматизаторов и консервантов, а также методов обработки ограничивает питательную ценность конечного продукта и поднимает его калорийность.

2. Череда скандалов, связанных с ресторанными сетями. Сети фаст-фуда давно обвиняли в «перекармливании» населения, приучении детей к сладкой и жирной пище и т.д. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что достаточно сложно отравиться стандартизированным меню ведущих сетей. Однако недавно появилась новая информация, ставящая под сомнение саму безопасность продукции.

На днях McDonald's и Yum!Brands (владеет такими сетям, как Taco Bell, KFC, Pizza Hut) были вынуждены принести свои извинения клиентам после телерепортажа, вышедшего в эфир одного из китайских каналов. В сюжете говорилось о том, что мясо для ресторанов этих сетей готовится с нарушением санитарных норм, в частности, свежие мясные продукты смешиваются с просроченными. Компании заявили, что сразу после репортажа они приостановили работу с недобросовестным поставщиком из Шанхая. Также представители сетей отметили, что некачественная продукция попадала не на весь китайский рынок, а только в шанхайские рестораны сетей.

Не обошли скандалы и Россию. В конце прошлой недели в СМИ циркулировали слухи о том, что Роспотребнадзор собирается через суд инициировать запрет на продажу ряда составляющих меню McDonald's на территории РФ. Популярную сеть обвиняли в несоответствии продукции технологическим нормам и недобросовестном предоставлении информации о пищевой ценности блюд. Однако слухи о готовящемся судебном иске вскоре были опровергнуты, компанию лишь стремятся призвать к порядку, то есть более адекватному раскрытию информации.

Описанные выше проблемы носят глобальный характер, тем не менее, существует ряд аспектов, специфичных для США.

3. Рост цен на ингредиенты. С начала года цены на мясо выросли на 10%, что намного выше базовой инфляции. Эта самая резкая динамика с 2003 года связана с засухой в Техасе и Оклахоме. Также неблагоприятные погодные условия (на этот раз в Бразилии) привели к взлету цен на кофейные зерна – с начала года соответствующие фьючерсы прибавили порядка 60%, что является проблемой в глобальном масштабе.

4. Закон «ObamaCare» принудил рестораны предоставлять медицинские страховки для сотрудников, работающих более 30 часов в неделю. Ряд организаций постарались сократить рабочую неделю и вместо этого увеличить штат. Однако подобные меры вынуждают перспективных сотрудников искать новых работодателей.

5. Ограниченные возможности для повышения цен на продукцию. Это связано с высококонкурентной средой, а также падением реальных доходов американского населения в посткризисный период.

6. Если экономическая ситуация в развитых странах начнет серьезно улучшаться, то это также может стать опасным для сетей быстрого питания. С ростом доходов люди начинают откладывать деньги на крупные покупки или переключаются на традиционные рестораны, сокращая потребление фаст-фуда.

Представленный список проблем не является исчерпывающим, но уже таит в себе серьезные «вызовы» и угрозы для индустрии. Чтобы справится с ними, ресторанным сетям важно работать над репутационными рисками, осуществлять экспансию на еще не полностью насыщенные развивающиеся рынки, расширять меню, делая его более разнообразным и здоровым и пр.

Ниже мы рассмотрим более подробно основные сети быстрого питания США, акции которых торгуются на биржевых площадках. 

• McDonald's (NYSE:MCD) – наиболее известная сеть, включающая в себя около 35 000 ресторанов, расположенных на территории 100 государств, и ежедневно обслуживающая порядка 70 млн потребителей. Финансовые показатели корпорации в последнее время не радуют. Опубликованный на прошлой неделе финансовый отчет за 2-й кв. 2014 года показал снижение прибыли, сокращаются продажи, потребительское доверие падает, и недавние скандалы лишь усугубляют ситуацию. При этом рыночная доля снижается уже около двух лет. Ряд аналитиков, например Sterne Agee, не видят особых позитивных катализаторов на горизонте. Как результат, с начала года акции практически не изменились, то есть показали динамику хуже рынка.

• Yum! Brands (NYSE:YUM) – в этом году акции компании также показали небольшое снижение. Во многом это произошло из-за разочаровывающего отчета за 2-й кв., который привел к снижению бумаг на 10%. Дополнил картину и скандал в Китае. А для компании очень важно сохранять репутацию на этом рынке: в прошлом году 35% операционной прибыли Yum! Brands было заработано в Китае, а во 2-м кв. продажи на территории КНР выросли на 14%. Внушает оптимизм тот факт, что корпорация не ожидает особого удара по показателям в Китае в связи с недавним инцидентом. Последние два года охарактеризовались экспансией сети на международные рынки. Так, в этом году планируется открыть около 1850 точек питания за пределами США. Интересны и инициативы в Америке, в частности, введение завтраков в меню Taco Bell. Корпорация ожидает, что в этом году ее доходы вырастут на 20%. Если скандал не получит продолжения, то данная перспектива вполне сможет поддержать бумаги Yum! Brands.

• Burger King Worldwide (NYSE:BKW) – согласно данным на 31 марта, вторая по величине в мире сеть ресторанов, специализирующихся на гамбургерах, с примерно 13 000 точек питания. Финансовые результаты компании за 1-й кв. были вполне достойными, что в полной мере отразилось в ее котировках – с начала года акции выросли примерно на 17%. Мультипликатор P/E (соотношение капитализации и прибыли) равен 34, что почти вдвое превышает соответствующий показатель S&P 500 и говорит об относительной «дороговизне» бумаг. Релиз отчета Burger King за 2-й кв. запланирован на 1 августа, возможно, данное событие прольет свет на перспективы компании.

• Starbucks (NASDAQ:SBUX) на прошлой неделе представила сильный отчет за 3-й кв. 2014 финансового года, который был несколько негативно встречен инвесторами. Скорректированная прибыль на одну акцию составила $0,67, при этом аналитики ожидали $0,66 (рост в годовом исчислении более 20%). Выручка г/г выросла на 11% до $4,15 млрд, чуть превысив консенсус-оценки экспертов. Прогноз компании на текущий квартал вполне укладывается в рамки ожиданий, однако инвесторов смутили перспективы компании, в частности значительная неопределенность, связанная с ценами на кофе. Starbucks стремится минимизировать соответствующие риски и закупилась кофейными зернами на этот год и 40% следующего. Также растет конкуренция. Для борьбы с ней корпорация расширила линейку сэндвичей и пересмотрела предложения, связанные с завтраками. Также в кофейнях появилась газировка Fizzio и смузи из греческого йогурта.  В дополнение ко всему Starbucks планирует открыть 1600 новых кофеен в следующем году. Таким образом, видно, что будущее немного туманно, однако корпорация стремится противостоять возникающим «вызовам» и предпринимает для этого различные стратегические шаги. Сила бренда Starbucks очевидна, и в абсолютных показателях финансовые результаты компании впечатляют. В текущей ситуации речь скорее идет о фиксации инвесторами прибыли, ведь от апрельских минимумов рост акций составил порядка 15%, а мультипликатор P/E равен 30. В целом, бумаги достаточно перспективны, просто имеет смысл подождать несколько более низких уровней для входа в позицию.

Подводя итоги, хотелось бы еще раз  отметить, что многие сети быстрого питания на данный момент переживаю нелегкие времена. Однако постоянные инновации и продвижение франшизы на новые географические рынки смогут помочь ряду игроков сектора преодолеть  проблемы и сделают их акции весьма перспективными объектами для инвестиций в долгосрочном периоде. При этом в процессе принятия решений важно обращать внимание не только на фундаментальные характеристики компаний, но и на технические параметры, а также уровни рынка в целом.

Оксана Холоденко, БКС Экспресс


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное