Новости

"Независимым участникам рынка приходится работать на грани выживания"

Начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин

-- В чем причина сложностей в снабжении Сибири бензином?

-- Пока мы можем сделать только предварительные выводы, но с большой долей вероятностью они подтвердятся. Выводы содержатся в предупреждениях, которые на днях ФАС выданы двум крупнейшим нефтекомпаниям. Мы не совсем разделяем мнение, что сами независимые АЗС нагнетают ситуацию, а текущие проблемы -- это вопрос не наличия топлива, а цены его приобретения. Но действительно, соотношение цен на бензин в розничном и оптовом сегменте таково, что АЗС не имеют маржи, и независимым участникам рынка приходится работать на грани выживания.

Если же говорить о той ситуации, которую мы видим в оптовом сегменте на протяжении половины лета и осенью, то можно констатировать существенный рост цен на бирже и признаки манипулирования ею со стороны нефтяных компаний. Это связано с приобретением на некоторых базисах некоторыми компаниями продукта по сделкам, которые, с нашей точки зрения, являются подозрительными. Рынок недополучал товар. На это накладывается проблема ремонтов и аварий. Например, с Ачинского завода после аварии торговля на бирже вообще не велась. А если на рынке бензина происходит где-то закупорка, это приводит к дисбалансу спроса и предложения в масштабах страны. Эта недостаточность предложения на рынке и привела к росту цены, и тут, возможно, не столь важно, почему именно могут останавливаться частные АЗС -- потому что топлива нет или потому что оно слишком дорогое.

-- Почему с мая netback резко оторвался от оптовой цены бензина -- премия внутреннего рынка для бензина составляет около 10 тыс. руб. на тонне?

-- Есть летнее дизельное топливо, которое с начала года почти не подорожало на бирже (рост на 3% против 30% на бензин.-- "Ъ"). Цена на бирже в данном случае отражает ситуацию на рынке. Биржевой индикатор по дизтопливу для нас является понятным и предсказуемым, а по бензину -- нет. Теперь вопрос: если у нас достаточно предложения по дизтопливу, и цена на бирже не волатильная, то какой может быть причина резкого роста цены на бензин? Мы думаем, что дело в недостаточном удовлетворении спроса. Мы всегда говорили, что спрос на бензин растет на 3-3,5% в год. В 2013 году Минэнерго презентовало методику определения спроса, что с этой методикой сейчас, непонятно. Если у нас высокие запасы бензина, то тогда где же они, почему они не продаются на рынке? Возникает вопрос, действительно ли запасы так высоки, или они существуют только на бумаге. Еще может быть, что некоторые мощности недостаточно загружаются под переработку нефти. Мы сейчас проводим проверку по этому поводу.

-- Нефтяники могут перекладывать центр формирования прибыли по своей цепочке: получать убыток в рознице, компенсируя его прибылью в опте. Независимые АЗС находятся в неравных условиях. Вы видите возможность изменить ситуацию?

-- Мы давно предлагаем ввести разделение видов деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний, чтобы добыча, переработка, оптовые продажи и розничные продажи были переданы разным юридическим лицам и они работали независимо.

-- Цены на нефть снижаются, вы ожидаете такой же динамики по внутреннему рынку нефтепродуктов?

-- Снижение цен на нефть имеет значение, но если товара не будет на рынке, никакая внешняя конъюнктура не сможет существенно влиять на него, к сожалению.

-- С 2015 года запрещается оборот бензина "Евро-3". Каковы могут быть последствия?

-- Мы относимся к запрету с настороженностью, не разделяя оптимизма других министерств, что проблем не будет. По нашим прикидкам, сейчас бензина "Евро-3" примерно 13-14% от общего оборота. В рамках мониторинга четырехсторонних соглашений о модернизации НПЗ видно, что не все вовремя модернизируют мощности. И мы думаем, что если некоторые компании не успевают, то почему бы не дать им возможность платить больше акцизов, почему бы не оставить эту опцию, если на 250% нет уверенности, что все будет хорошо. Важнее, чтобы товар был на рынке и чтобы не было дисбаланса спроса и предложения.

Интервью взял Юрий Барсуков

"Все готовятся к росту цен": что ждать от российского рынка бензина в следующем году?

"На всех дешевого ресурса хватить не может"


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное