Новости

"На всех дешевого ресурса хватить не может"

Начальник департамента переработки нефти и газа Минэнерго Михаил Грязнов

-- Вы видите проблемы с бензином в Сибири?

-- В этом месяце проблема в Иркутске есть, но она связана не с тем, что не было ресурса, а с тем, что независимые участники рынка пропустили договорную кампанию и заявку на топливо на октябрь прислали только восьмого числа. А это же маховик -- подал заявку сегодня, отгрузка будет только через 30 дней.

-- Почему заявки не были поданы вовремя?

-- Предполагаю, что независимые операторы в сибирских регионах очень захотели дешевого топлива и решили использовать региональную администрацию в качестве рычага. Ближайший к ним НПЗ расположен в Омске, принадлежит "Газпром нефти", там самое короткое транспортное плечо и оптовая цена для Новосибирской области -- на 1-1,5 тыс. руб. меньше, чем у бензина с любого другого НПЗ. Мы обсуждали эту ситуацию на оперативном штабе по нефтепродуктам с представителями регионов. Среднее потребление автобензина в области составляет 75 тыс. тонн, контрактов с поставками в октябре, заключенных с "Газпром нефтью",-- на 55 тыс. тонн. И на простой вопрос: "Откуда вы планируете получить еще 20 тыс. тонн" звучит ответ: "У "Газпром нефти"".

-- Независимые участники утверждают, что "Газпром нефть" просто не одобрила их заявки...

-- "Газпром нефть" закрывает поставки в Новосибирскую область на 80%. Кто сказал, что они должны поставлять 100%? У них был стабильно объем 50-55 тыс. тонн, они его закрыли. Появились независимые, потребовали еще бензина, потому что у "Газпром нефти" дешевле, чем у других. При этом наличие иных планов у компании, кроме как поставлять топливо независимым операторам области, в расчет не принимается.

-- Где кроме Омска независимые АЗС в Новосибирской области могут купить топливо?

-- На Сургутском ЗСК, на самарских и башкирских НПЗ, в Саратове...

-- Но тогда они не смогут попасть в розничную цену и вынуждены будут торговать в убыток...

-- А независимые занимаются развитием собственной инфраструктуры хранения или они привыкли зарабатывать на споте?! Когда в январе, в низкий сезон, разница между оптовой и розничной ценой была 10 тыс. руб. на тонне, независимые АЗС могли бы сформировать собственные запасы. Нам как министерству важно, чтобы 100 тыс. тонн бензина в день поступало на рынок, и неважно, кто конкретно этот бензин продаст и купит. И если независимые АЗС начинают покупать бензин там, где он стоит дешево, естественно, на всех этого дешевого ресурса хватить не может.

-- За январь--август, по данным ЦДУ ТЭК, производство бензинов в РФ снизилось на 1,6% к прошлому годом. С чем связано такое падение, учитывая, что авария на Ачинском НПЗ привела к уходу с рынка только 100 тыс. тонн бензина в месяц?

-- Как вы помните, аварий в 2014 году было две: ТАИФ-НК и Ачинский НПЗ, кроме того, почти на месяц позже вышел из ремонта Ярославский НПЗ. Итог -- на 1 сентября было потеряно около 600 тыс. тонн. Эти объемы были компенсированы снижением экспорта на 20% и увеличением импорта в полтора раза, а также увеличением объемов производства в сентябре ЛУКОЙЛом и "Газпром нефтью".

-- Как вы оцениваете риски отмены оборота бензина "Евро-3" с 2015 года?

-- Мы заканчиваем подготовку баланса автобензина на 2015 год и видим, что в 2015 году нефтяники собираются произвести 1 млн тонн бензина класса 3 -- не более 2-3% от общего ожидаемого объема. Кроме того, "Роснефть" и "Газпром" в 2012 году представили гарантийные письма, по которым готовы за счет импорта обеспечить дополнительные поставки бензина на российский рынок. Поэтому мы не видим рисков.

Интервью взяли Юрий Барсуков и Кирилл Мельников

"Все готовятся к росту цен": что ждать от российского рынка бензина в следующем году?

"Независимым участникам рынка приходится работать на грани выживания"


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное