Новости

Дотируемые новостройки будут доступнее, но не комфортнее

Минстрой, обеспокоенный возможными проблемами с реализацией программы "Жилье для российской семьи", предлагает расширить круг ее потенциальных участников -- критерии нуждающихся в жилье по цене на 20% ниже среднерыночной будут определять регионы. Минстрой предлагает также строить дома по программе без централизованного подключения к коммунальным сетям, а Фонду РЖС -- компенсировать застройщикам стоимость подключения к инфраструктуре. Денег на программу государству хватает, но реализация расширенной программы снизит качество доступного жилья: это уже происходит с программой расселения аварийного жилья на средства Фонда ЖКХ.

Для обеспечения "безусловного" выполнения программы "Жилье для российской семьи" Минстрой подготовил поправки в постановление правительства N404 от 5 мая 2014 года -- оно посвящено реализации программы. Напомним, в рамках программы, ранее называвшейся нацпроектом "Доступное жилье", до конца 2017 года планируется построить 25 млн кв. м жилья экономического класса (до 35 тыс. руб. за 1 кв. м, но не более 80% рыночной цены недвижимости этой категории в регионе). По данным Минстроя, к 20 апреля 65 регионов вступили в программу и заключили соглашения, по которым планируется ввести в эксплуатацию 19,1 млн кв. м такого жилья. Программа заканчивается через три года, и учитывая, что дома не строятся мгновенно и не все проекты завершаются успешно, необходимость поддержки "безусловного" исполнения программы понятна: хотя в Минстрое прямо не говорят, что есть риск не построить еще 6 млн кв. м, но имеют в виду именно это.

Главная идея Минстроя сейчас -- это расширение потенциального спроса на доступное жилье: парадоксально, но жесткие критерии, заданные программой в 2012 году на вступление, ажиотажного спроса на спонсируемую государством недвижимость не вызвали.

Сейчас право на его получение по разным схемам имеют граждане, проживающие в квартирах площадью не более 18 кв. м на одного человека, а также в непригодных для жилья, аварийных, подлежащих сносу или реконструкции домах. Кроме того, на участие в программе могут претендовать многодетные семьи, семьи--получатели материнского капитала, ветераны боевых действий и семьи с совокупным доходом не более 45 тыс. руб. В 2014 году круг участников программы оценивался в 1,5 млн человек (460 тыс. семей).

Теперь ведомство Михаила Меня предлагает расширить перечень граждан, которые могут принять участие в программе,-- его будут дополнять регионы. Как пояснили "Ъ" в министерстве, регионы смогут вовлекать в программу граждан с приоритетными для них профессиями и специальностями, а также имеющих определенный социальный статус или уже получающих поддержку в виде субсидий и льгот.

Также Минстрой готов смягчить критерии отбора земельных участков -- Фонд поддержки развития жилищного строительства (Фонд РЖС) сможет предоставлять под строительство недвижимости экономкласса участки без подключения к централизованному отоплению, водо-, газоснабжению или канализации. Для этого министерство предлагает исключить требование обязательного наличия утвержденной инвестпрограммы ресурсоснабжающих организаций (РСО).

Речь не идет о собственно строительстве жилых домов без канализации, отопления или электричества -- при отсутствии в границах муниципалитета РСО предлагается строить локальные объекты жизнеобеспечения за счет собственных средств застройщика либо с привлечением средств региональных и местных бюджетов. Сэкономленные на инфраструктурном строительстве средства Фонда РЖС поправки предлагают направлять на предоставление застройщикам компенсаций за подключение к централизованным сетям.

На практике, отметим, такое жилье может быть сравнимо по стоимости со стандартным, однако стоимость коммунальных услуг в доме с локальными котельными будет во многих случаях выше.

Эффективность исполнения этой части программы, считает гендиректор ООО "Экспертная инжиниринговая компания" Сергей Должников, зависит от степени завершенности отбора и предоставления участков, а также от повышения привлекательности участия в программе для застройщиков с учетом предлагаемой компенсации расходов на технологическое подключение. "Однако механизм компенсации пока не определен -- непонятно, от чего зависит ее полнота или частичность, а это важно понимать сегодня",-- подчеркивает он. В случае отсутствия инвестпрограмм, например, по водоснабжению, задается вопросом эксперт, застройщику придется самому определять стоимость реализации технических условий? "Эта стоимость впоследствии может не коррелировать с объемом инвестиций, который будет установлен для РСО, следовательно, о полной компенсации застройщику тогда не может быть и речи",-- считает эксперт.

Евгения Крючкова, Дмитрий Бутрин, Олег Сапожков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное